Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости
9 апреля 1991 года на основании результатов референдума Верховный Совет Грузинской ССР принял Акт о восстановлении государственной независимости своей республики. А почти за 200 лет до этого, в 1801 году, в поисках защиты от мусульманских Турции и Ирана, Грузия добровольно вошла в состав России. Какую роль сыграла Россия в становлении современной грузинской государственности? Какие узы связывают русский и грузинский народы? Кому и зачем выгодно вбить клин между двумя православными народами? В чем основа взаимопонимания между нашими странами в будущем? Эксперты-историки, журналисты и общественные деятели, живущие в России и в Грузии, во время заседания круглого стола «Россия и Грузия – 19 лет независимости. Взгляд назад в будущее» постарались найти ответы на эти вопросы.
Круглый стол был организован в рамках проекта «Осторожно, история!»
Спор, который длится двести лет
Руководитель редакции стран СНГ и Балтии «РИА Новости» Алан Касаев начал со следующего тезиса: «Современная грузинская государственность – это продукт пребывания республики, в разном качестве, в составе Российского государства». Журналист напомнил, что «к концу XVIII века разорение исторических грузинских земель достигло огромных масштабов, а православная вера была под угрозой исчезновения». «Добровольное присоединение Грузии к России способствовало сохранению и преумножению грузинской национальной культуры, и даже помогло сохраниться грузинскому языку», - считает Касаев.
С этим не согласился председатель Народно-православного движения Грузии, сопредседатель российско-грузинской общественной комиссии Малхаз Гулашвили: «Подписание Георгиевского трактата было мудрым шагом, но подразумевалось совсем другое. Царь Ираклий II искал поддержки со стороны Российской империи, но никак не ожидал, что случится утрата грузинской государственности».
В ответ Касаев заметил: «По вопросам истории 200-летней давности грузины и россияне не найдут общего языка. Исторические документы одни и те же, но интерпретации абсолютно разные и противоположные». Тогда Гулашвили предложил «не углубляться в рассмотрение столь конфликтных вопросов».
Нет прочнее уз, чем связь во Христе
По сегодняшней ситуации в Грузии и России участники обсуждения из обеих стран нашли гораздо больше точек соприкосновения. Гулашвили заявил: «Псевдолиберальные силы наступают на православие, на традиционные ценности, это результат глобализации, и мы должны крепить наши связи, чтобы вместе противостоять этой опасности».
С грузинским общественным деятелем полностью согласился президент международного фонда «Единство православных народов» Валерий Алексеев. «Я не мыслю отношений наших братских народов в затяжном конфликте, пусть это будет досадный незначительный эпизод», - сказал он. И продолжил: «Сейчас наступило время народной дипломатии. Политическими методами не развязать и не разрубить узлов, образовавшихся на российско-грузинских отношениях». В связи с этим Алексеев считает: «Между нами нет ничего более общего, чем православная вера. Нет более прочных уз, чем связь во Христе. Мы припадаем к единому источнику и черпаем из него. Нужно строить диалог, а не искать аспекты, которые нас разъединяют».
К этому призыву присоединился академик, председатель совета старейшин Грузии Элизбар Джавелидзе: «Наступает сила, которая угрожает обеим нашим культурам. Ведь на православной церкви зиждется грузинская самобытность, и православие – самый крепкий мост, который соединяет наши народы».
Древние страны, молодые государства
Своеобразный итог нового этапа отношений грузинского и российского государства подвел заместитель директора Института СНГ Владимир Жарихин: «Поведение политических элит наших государств зачастую соответствует их возрасту – 19 годам. У нас древние страны, но очень молодые государства, и мы периодически страдаем подростковыми недугами».
Политолог полагает, что, получив независимость, «И Россия, и Грузия увлеклись вторичными признаками суверенитета, приняв их за главные». Жарихин расшифровал эту мысль: «Сначала мы увлекались экономизмом, стараясь дружить с теми, от кого можем больше получить. Затем – провинциальным геополитизмом, когда искали некий главный центр силы, к которому стремились примкнуть. А о духовных связях забыли».
Гулашвили согласился с коллегой и добавил: «Мы получили опыт, получили страну, расколотую в результате геополитических игр, но остались православными. Теперь боремся за сохранение нашей самобытности и ментальности». И добавил: «Пусть Грузия станет стратегическим партнером России, но не губернией в ее составе».
А Алексеев напомнил, что в 1801 году «Российская империя пошла на присоединение Грузии не из геополитических соображений, а ради помощи православным братьям». Далее он сказал: «Нас всех беспокоят процессы глобализации, которые ведут к стерилизации национальных культур. Об этом же постоянно говорят наши предстоятели, патриархи Русской православной и Грузинской автокефальной церквей». И резюмировал: «Мы должны вместе продвигать и отстаивать наши ценности».
«Осторожно, история!» - совместный проект агентства «РИА Новости», радиостанции «Эхо Москвы» и газеты «Известия», посвященный «горячим точкам» российской истории. Каждую неделю - новая спорная историческая тема, каждый день - дискуссии на площадках трех СМИ. Проект начат не ради того, чтобы навязать кому-то свою позицию. Его задача - докопаться до корней спорной темы и представить разные точки зрения на нее.