Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Международный день цыган отмечают 8 апреля каждого года представители этой своеобразной народности. Праздник был учрежден в 1971 году на Конгрессе цыган всего мира, куда съехались посланцы более 30 стран и всех континентов, объединившиеся в Международный союз цыган.
Официальной целью создания конгрегации стала борьба за сохранение самобытности и культуры своего народа. Кроме того, учредителями двигало естественное стремление исправить историческую репутацию соплеменников. Реабилитировать себя в глобальном масштабе.
Репутация цыган на самом деле оставляет желать лучшего. Были на то и объективные, и субъективные причины. Народ кочевой и вольнолюбивый, они не вмещались в рамки общепринятых правил и жестких государственных установлений. Подобный бесконечный "праздник непослушания" не может не раздражать как правителей, так и завистливых соседей.
Законы против цыган принимались на протяжении веков в самых разных монархиях и республиках. В Англии традицию заложила Мария Тюдор, вошедшая в историю под эпитетом Кровавая. Она была современницей Иоанна Грозного, но в России вольное кочевое племя появилось намного позже, и борьбу с ним начала императрица Елизавета Петровна. Властители постоянно пытались оседлать стихию - то есть, сделать кочевников оседлыми. Причем, продолжали и развивали эту тенденцию, невзирая на революции и смены режимов.
Царизм старался загнать цыган в государственное "стойло" (вполне корректная метафора, если учесть особую страсть загоняемых к лошадям), и советская власть подхватила эстафету у государей-императоров. Кочевые - а следовательно, неподконтрольные - граждане были решительно неуместны в "государстве рабочих и крестьян". В конце концов, неоседлых цыган попросту приравняли к тунеядцам.
В ответ власти получали вполне закономерный результат. Вот что пишет по этому поводу Ефим Друц, писатель, этнограф и главный отечественный цыгановед (есть такой термин): "Большинство таборных цыган, говоря откровенно, было как бы вне закона, являлось асоциальным. Они сами по себе стояли обособленно по отношению к остальному обществу и, с другой стороны, пусть и не слишком явно, отторгались от него".
Эти слова были сказаны в конце 80-х годов, в разгар перестройки, но имеют отношение к самым разным временам и странам. Однако асоциальные, обособленные, отверженные обитатели государства тоже хотят выжить. Немалая часть хотя бы формально принимает условия власти, а остальные неизбежно вступают в противоречие с законом. Впрочем, оседлые сородичи их покрывают и им помогают - племенную солидарность правителям истребить не удалось.
Так создавалась и распространялась по миру эта репутация, этот специфический "имидж" цыганского народа. Но в России, благодаря усилиям корифеев русской литературы, начиная с Пушкина, этот образ был окутан романтическим флером. Не только в России, если вспомнить вышедшую из-под пера французского писателя Проспера Мериме испанскую цыганку Кармен, которая, между прочим, нарушает закон - активно сотрудничает с контрабандистами и является, как ни крути, криминальным элементом.
Однако русская классика эту сторону жизни цыган не педалировала, а занималась более фундаментальными вопросами. Отношение к предмету обсуждения и изображения хорошо выражено в восторженной реплике Феди Протасова, героя пьесы Льва Толстого "Живой труп", который слушает цыганский хор и говорит: "Это не свобода, а воля". А замечательный русский писатель ХХ века Юрий Домбровский (который утверждал, что его родословная исходит из табора) так обозначил в своем малоизвестном эссе "Цыганы шумною толпою" главный нерв цыганской темы в отечественной литературе:
"Если человек, отрезав себя от общества, обрел тем самым неограниченную внутреннюю и моральную свободу, то какие же нравственные нормы все-таки остаются для него обязательными? И что это значит - нет человека свободнее цыгана? Свободен ли он также от велений совести? Ну, одним словом, живут ли "мучительные сны" "и под издранными шатрами"?.. Цыганская тема в русской поэзии рассматривалась как тема самоосвобождения от общества, от его тягот и забот, от раздумий о завтрашнем дне, - словом, как свобода чувствовать, петь, творить, веселиться и не верить в ад. Но и тогда в его количество почти неограниченных цыганских свобод, в разгул этот никогда не входила свобода от морали и от обязательного знания добра и зла".
Можно сказать, что в России образ цыгана, а особенно цыганки, был поднят на недосягаемую высоту. И культуры наших народов, несмотря на все глубокие различия, не просто взаимно обогатили друг друга, а слились до степени неразличимости. В этот процесс внесла свою лепту советская власть, под руководством которой был основан первый и единственный в мире государственный цыганский театр "Ромэн".
И все это - несмотря на преследования, о которых было рассказано выше. Такая диалектика: именно благодаря неискоренимому свободолюбию цыгане смогли пронести сквозь века свои уникальные родо-племенные и национальные черты. Зато и заплатили за свою тягу к вольности страшную цену: в Третьем Рейхе Адольфа Гитлера их просто безжалостно истребляли (тут тоже есть ядовитая и мрачная ирония: ведь именно цыгане, выходцы из северо-западной Индии, были самыми настоящими арийцами). Однако они уцелели и сумели противостоять ассимиляции даже несмотря на то, что подавляющее большинство перешло к оседлому образу жизни. И сегодня имеют возможность готовиться к своему международному празднику.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции