По оценке Министерства регионального развития РФ, средства на образование в регионах расходуются неэффективно. Только в 2008 году, по расчетам экспертов министерства, было зря потрачено около 200 миллиардов рублей, причем больше половины суммы – расходы на зарплату. Этот вывод в интервью РИА Новости комментирует директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.
- Наталия Георгиевна, всем известно, что зарплаты учителей по всей стране оставляют желать лучшего. Почему же в Минрегионе России приходят к выводу, что на зарплату зря потрачены десятки миллиардов рублей?
- Вывод имеет под собой нормативные основания. Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливает такую норму: на одного учителя в российских школах должно приходиться 15 учеников; следовательно, все остальные учителя – по расчетам становятся «лишними», а государство зря платит им зарплату. По тем же расчетам экспертов Минрегиона, ведомства, которое осуществляет эту оценку неэффективных расходов в соответствии с методикой, – на оплату труда в общем образовании в 2008 году было необоснованно потрачено 120 миллиардов рублей, и, судя по всему, в 2009 году, данные за который пока не проанализированы, сумма будет еще больше.
На мой взгляд, эти выводы далеки от реальной жизни: соотношения «1 учитель – 15 учеников» нет нигде в России. Максимальный показатель разве что в Чеченской республике, где на одного учителя в среднем приходится чуть меньше 14 учеников. В остальном этот показатель гораздо ниже: в Москве и С.-Петербурге – около 10, в Республике Алтай – около 7 учеников. И причина этого в том, что при соблюдении нормы наполняемости классов (для города не более 25 человек, для села 14 человек), среднее число учеников на одного учителя не может превышать12 человек. Если добиваться его увеличения, нужно проводить в школах масштабные сокращения, но для этого в большинстве регионов таких возможностей нет, внутренний ресурс регионов практически исчерпан.
- Почему? Ведь во многих регионах продолжается оптимизация школьной сети, закрываются малокомплектные школы, а детей возят в большие школы на автобусах…
- Поясню на конкретном примере. В Республике Башкортостан муниципалитеты уже получили указание привести педагогический штат и численность учеников к соотношению 1 к 15. Это касается всех школ - как городских, так и сельских. Значит, нужно уменьшить число учителей и увеличить число учеников. Но увольнять уже «некуда»: учителей, работающих на половину ставки, сейчас не осталось, все, кто мог взять дополнительную нагрузку, уже это сделали, так что при дальнейших действиях по достижению нормативной пропорции могут начаться проблемы с трудовым законодательством. Если же увеличивать число учеников, наполняемость классов во всех школах нужно увеличить до 27-29 человек, и в этом случае родители могут обратиться в прокуратуру.
- Получается, нормативные расчеты не учитывают специфики общего образования?
- Эксперты следуют методике, которая не учитывает специфики регионов с большой долей сельского населения. Необходимо понимать, что в сельских школах наполняемость классов всегда меньше, чем в городских – по норме, а число учителей – сопоставимое, ведь любая школа обязана выполнить федеральный государственный образовательный стандарт. В результате в «неэффективные» попадают практически все регионы европейской территории России, где велика доля сельского населения.
При этом чиновники на местах относятся к выводам Минрегиона очень серьезно, и их можно понять – от оценки эффективности расходов зависит дальнейшее распределение бюджетных средств. Это значит, что в системе общего образования регионов, чьи расходы признаны неэффективными, все же предстоят новые увольнения.
- Кого они могут затронуть?
- В первую очередь, непедагогических работников, что, по-моему, очень опасно. В соответствии с новым образовательным стандартом школы переходят на режим полного дня, а в этой ситуации не обойтись без социальных педагогов. Закрываются коррекционные школы, детей оттуда переводят в обычные, и там нельзя обойтись без психологов и логопедов, более того: их штат нужно увеличивать, поскольку дети из коррекционных школ нуждаются в индивидуальном подходе, нужно обеспечить их адаптацию в коллективе сверстников. При этом у муниципалитетов велик соблазн закрывать именно коррекционные школы, поскольку педагогов там всегда больше, а детей меньше, да и денег таким школам в условиях нормативно-подушевого финансирования положено больше. Фактически мы отказываемся от индивидуального подхода там, где он необходим, вне зависимости от специфики контингента.
- Что можно сделать для изменения ситуации?
- Изменить методику оценки эффективности расходования средств, чтобы регионы с большой долей сельских учащихся не оказывались в заведомо проигрышном положении, не забывать, что борьба за эффективность – только средство повышения качества и доступности образования.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости