МОСКВА, 7 апр - РИА Новости, Иван Захарченко. Принятие администрацией Барака Обамы новой ядерной доктрины США призвано помочь ратификации российско-американского договора о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений, которое подписывается в Праге 8 апреля, но не содержит радикальных изменений политики в ядерной области. Такого мнения придерживаются некоторые ведущие российские политологи.
Суть новой ядерной доктрины американский президент представил 6 апреля. Отныне США, в частности, отказываются от наращивания ядерного потенциала и его главенствующей роли, а взамен будут развивать неядерные вооружения, в том числе средства противоракетной обороны. Главная угроза, как считают в Вашингтоне, будет исходить не от противостояния между ядерными державами, а от международного терроризма и распространения ядерного оружия.
"Документ приурочен к договору об СНВ и в очень большой степени нацелен на республиканцев в сенате, которые обвиняют Обаму в одностороннем разоружении, капитуляции, слишком больших уступках России", - сообщил РИА Новости директор Института США и Канады Сергей Рогов.
Дело в том, что после подписания нового договора об СНВ президентами России и США документу потребуется получить одобрение двух третей голосов американских сенаторов, и процесс этот, как ожидают наблюдатели, может оказаться весьма непростым. Именно поэтому в ядерной доктрине Соединенных Штатов не произошло кардинальных перемен.
"Жесткость, которая сохранилась в американской ядерной доктрине, необходима администрации Обамы для ратификации нового договора об СНВ. В этих условиях он не хочет выглядеть как человек, который ослабляет позиции Соединенных Штатов", - поделился мнением с РИА Новости президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов.
Российско-американский договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений должен прийти на смену прежнему договору об СНВ, срок действия которого истек 5 декабря 2009 года.
Своевременно запоздалый компромисс
Доктрину ожидали еще в декабре прошлого года, затем сроки сдвигались на март, и только сейчас о ней было заявлено. Российские политологи видят в этом подтверждение того, что в итоге в документе отражен компромисс администрации США со сторонниками жесткой линии.
"Прежде всего это говорит о серьезной борьбе между Белым домом и Пентагоном по содержанию (доктрины), и очевидно, что, если при Джордже Буше военные представляли собой умеренную часть администрации, то здесь они занимают более жесткие позиции по сравнению с президентом и его окружением", - считает Никонов. "Сам документ носит на себе черты очевидного компромисса между различными подходами", - сказал он.
"Во всяком случае доктрина явно не стала хуже, а по ряду аспектов выглядит лучше, чем была при Буше", - отметил Никонов.
Схожие оценки прозвучали и в оценках Сергея Рогова. По его словам, в ядерной стратегии США "довольно много общих мотивов" с теми документами, которые были приняты Россией - новой военной доктриной и основами государственной политики в области ядерного сдерживания до 2020 года.
С договором об СНВ связывает задержку сроков разработки доктрины и глава отдела разоружения и урегулирования конфликтов Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Пикаев. По его словам, обзор политики США в ядерной области был проведен в соответствии с уровнями ядерных вооружений, согласованных с Россией в новом договоре.
"Поэтому Россия впервые косвенным образом участвовала в выработке американской ядерной политики, что в целом неплохо", - сказал Пикаев.
Во всяком случае, число целей на российской территории для американских ядерных боезарядов сокращается.
Рассчитанный на 10 лет новый российско-американский договор об СНВ зафиксирует пределы для ядерных сил России и США на уровне 1550 развернутых боезарядов для каждой из сторон; 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развернутых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и развернутых тяжелых бомбардировщиков; 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ и развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков. Выйти на эти параметры предполагается в течение семи лет.
Отказ от главной роли ядерных сил
Как считает Рогов, во-первых, США ушли в такой отрыв по мощи обычных вооруженных сил, что у них нет соперников. Во-вторых, ими достигнут значительный прогресс в области ПРО. В-третьих, сейчас ослабло соперничество времен "холодной войны".
В Вашингтоне делается упор на создание стратегического неядерного оружия, которое способно с территории США поражать любые цели в любой точке земного шара. И именно перспектива создания этого поколения оружия и позволяет американскому руководству выдвигать разного рода инициативы по ядерному разоружению.
"Ни у нас, ни у американцев нет обязательства не применять ядерного оружия первыми, и главный упор делается на сдерживание ядерного нападения, сдерживание войны с ядерными державами. Но в отличие от нас американцы не связывают ядерное сдерживание с предотвращением крупномасштабной обычной глобальной или региональной войны", - сказал Рогов. Эти вопросы, по его мнению, США собираются решать благодаря своему подавляющему преимуществу в обычных вооружениях.
"У нас преимущества в обычных вооружениях нет, поэтому у нас функция сдерживания предоставляется ядерным силам", - пояснил он.
Как отреагируют Иран или Северная Корея?
Обама начинал свое президентство с инициативы так называемого "глобального нуля", то есть идеи полного избавления мира от ядерного оружия, но нынешняя ядерная стратегия не стала шагом навстречу ее реализации.
"Хотя полное ядерное разоружение объявлено конечной целью Обамы, в новой доктрине дается понять, что эта цель будет осуществлена лишь когда-нибудь, но только не сейчас", - сказал Рогов.
Как, в свою очередь, отметил Вячеслав Никонов, доктрина позволяет Соединенным Штатам "по широкому спектру проблем использовать ядерное оружие не как средство сдерживания, а как применимое средство в отношении ряда государств".
Хотя она исключает ядерное противостояние США с Россией и Китаем, в то же время Вашингтон не гарантирует безопасности тем странам, которые не выполняют обязательств по договору о нераспространении ядерного оружия. Они даже названы конкретно - Северная Корея и Иран. Хотя, скорее всего, это просто угроза, а не реальная готовность нанести по этим странам ядерные удары. "Я не думаю, что США собираются применять ядерное оружие", - сказал Никонов.
Как отметил Александр Пикаев, в целом ядерная доктрина США "производит несколько детское впечатление". По его словам, Северную Корею в ней можно было бы вообще не упоминать, так как она уже создала ядерное оружие и дважды испытала его в 2006 и 2009 годах.
"Но что касается Ирана, то это только провоцирует его и подталкивает к созданию ядерной бомбы", - считает политолог.
Иран отказывается приостановить обогащение собственными силами урана, вызывая в мире подозрения в попытках создать ядерное оружие. Северная Корея это уже сделала, учитывая судьбу режима Саддама Хусейна в Ираке. Тегеран отвергает такие обвинения и заявляет, что его ядерная программа носит сугубо мирный характер.
Вместе с тем угрозы в его адрес со стороны США, по мнению наблюдателей, могут подтолкнуть Иран к созданию ядерного оружия на фоне перспектив усиления против него международного давления. Что же касается КНДР, то в Пхеньяне могут также выполнить свои обещания продолжить наращивание "сил ядерного сдерживания", если США не откажутся от угроз в адрес этой страны.