Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Визит российского президента Дмитрия Медведева в Словакию и Чехию - это первая возможность для граждан стран бывшего Варшавского договора познакомиться поближе с главой российского государства, узнать его мнение. Это тем более важно, что именно со странами этого региона у нас в последние годы возникают споры - и о современности, и о прошлом. Символично, что для начала этого знакомства выбрана Словакия, которую российский президент посещает 6-7 апреля. Ведь эта страна вместе с соседними Чехией и Австрией первой стала жертвой гитлеровского экспансионизма.
Создание в 1939 году номинально независимой «первой Словацкой республики», навязанной словакам гитлеровцами, мало кого было способно обмануть. Хотя лидеры этой «республики» называли себя христианами и кичились недавно обретенным «суверенитетом», христианского и суверенного в их сотрудничестве с гитлеровцами не было ничего. Советские солдаты узнали реальную степень симпатии словаков к нацистам в августе 1944 года, когда словаки одновременно с восставшей Варшавой предприняли попытку самостоятельно избавиться от немецкой оккупации. Этому восстанию, к сожалению, не суждено было увенчаться успехом, потому что Красная Армия в тот момент еще только приближалась к границам Словакии. Но уцелевшие бойцы словацкого сопротивления влились потом в ряды наступавших на Братиславу красноармейцев. А 65 лет назад они вместе вошли в Братиславу.
Советская статистика оценивает потери нашей армии при освобождении бывшей Чехословакии в 140 тысяч человек. Из этого числа не менее 60 тысяч погибли в Словакии. Словаки об этом помнят. В отличие от соседних Чехии и Польши, в Словакии сохраняются почти все памятники советским воинам, в самой Братиславе висят памятные доски, отмечающие места наиболее тяжелых боев. Местные историки и публицисты сходятся во мнении, что советские солдаты принесли на землю Словакии то единственное, что могли принести, - освобождение от нацистов. Они не могли принести решение всех проблем, экономическое процветание, всеобщую свободу - хотя бы потому, что этих благ не было в нашей собственной стране. Но они принесли избавление от величайшей опасности, грозившей в те годы Европе, - от долгосрочного господства нацизма. О том, какова была эта альтернатива нашей тогдашней общей победе, сегодня часто забывают. Чтобы об этом напомнить, сошлюсь на книги западных историков, которых никак нельзя заподозрить в попытках «обелить» большевизм.
«Гитлер всегда утверждал, что славяне, как низшее в расовом отношении население, должны обеспечить немцев жизненным пространством и природными ресурсами на востоке. Он придерживался доведенного до бесчеловечности старого видения вековой борьбы тевтонов за то, чтобы навязать западную цивилизацию славянскому востоку. Многим немцам эта тема оказалась близка. Этот напоминающий крестовые походы миф использовался для оправдания более страшных жестокостей, чем любой другой миф в истории». Так написал в своей «Краткой истории мира» Джон Моррис Робертс, один из авторитетнейших британских историков.
Обратите внимание, что, размышляя о своих планах в отношении так называемых восточных народов, Гитлер почти всегда говорил о славянах в целом, не выделяя словаков, русских, поляков или украинцев. Рассказывать об этих планах в деталях, думаю, не стоит - они хорошо известны и не оспариваются историками. Счет до ста, чтение в рамках понимания дорожных знаков, принудительные прививки, чтобы славяне не инфицировали «высшую» немецкую расу, и немного религии в качестве утешения. И это для живых - огромную часть населения планировалось уничтожить в случае малейшего сопротивления. Согласитесь, реальная вторая половина двадцатого века, при всех ее несовершенствах, трудностях и даже трагедиях неизмеримо лучше той перспективы, которую готовил славянам нацистский фюрер.
Именно под этим углом зрения и стоит рассматривать события 65-летней давности. Конечно, свобода не пришла сразу. Но, как написал американский историк Эрик Голдхаген, «если на воротах Европы под властью нацистов можно было написать изречение Данте «Оставь надежду навсегда», то на воротах коммунистического мира такую надпись не поставил бы даже самый мрачный пессимист». Российское, словацкое, польское и другие общества Восточной Европы оказались способны реформировать себя самостоятельно. Пусть это произошло не сразу, пусть этому предшествовали трагические фальстарты, одним из которых стали события 1968 года в Чехословакии, но, в конце концов, это произошло. Россия одной из первых признала новое независимое словацкое государство в 1993 году. В последние годы двусторонний торговый оборот между нашими странами подошел к отметке в 5 с половиной миллиарда долларов США. Мы приветствовали вступление Словакии в Европейский Союз, в рамках которого продолжаем наше экономическое и культурное сотрудничество.
И последнее. Недавно в Чехии, а потом и в России были опубликованы записки начальника канцелярии чехословацкого президента Эдуарда Бенеша, посетившего в 1943 году Сталина в Москве в качестве «президента в изгнании» (Чехия к тому времени, как известно, стала частью рейха, а в территориально урезанной Словакии стояло у власти марионеточное правительство). Когда Сталин спросил Бенеша, почему в 1938 году чехи и словаки не оказали сопротивления гитлеровской агрессии, призвав на помощь Красную Армию, Бенеш ответил: «В этом случае вся Европа пошла бы против нас, началась бы война лишь на одном фронте, и если бы она была проиграна, то где бы мы сегодня были?» У Бенеша были основания не доверять западным союзникам: в сентябре 1938 года Англия и Франция и вправду не помогли Чехословакии, а вступили с Гитлером в пресловутый «мюнхенский сговор». Но вот так жестко («в случае вашей, русской, помощи остальная Европа только пассивно ассистировала бы и даже, возможно, помогла бы Германии») - он высказался только тогда, в 1943 году, на пике второй мировой войны. Об этой его фразе стоит помнить поклонникам «объединенной Европы без России» - и в бывшей Чехословакии, и за ее пределами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции