Рейтинг@Mail.ru
Андрей Петров: учебники по истории не должны пестрить трактовками - РИА Новости, 06.04.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Андрей Петров: учебники по истории не должны пестрить трактовками

© Фото : Предоставлено ГУ-ВШЭАндрей Петров
Андрей Петров
Читать ria.ru в
Дзен

Внимание общества приковано в последнее время к историческим проблемам, встает вопрос о борьбе с фальсификацией истории. В этих условиях содержание школьного исторического образования нуждается в серьезных изменениях. Какими  должны быть сегодня учебники истории и как надо преподавать историю в школе – в интервью РИА Новости рассуждает заместитель академика-секретаря отделения историко-филологических наук РАН Андрей Петров.

- Андрей Евгеньевич, насколько справедливы упреки в том, что учебников по истории для школы сейчас слишком много?

- В большинстве своем так говорят люди, которые не очень знакомы со школьным образованием. Для начала стоит учесть, что курс истории начинается в 5-м и заканчивается в 11-м классе, то есть получается уже 7-8 учебников, в зависимости от издания. Также стоит учесть учебники для профильных школ и гимназий, материал в которых изложен более развернуто. Для обеспечения вариативности должно быть около трех-четырех разных наборов учебников по истории для 5-11-х классов, и потому на самом деле их не так уж и много.

Каждый год Минобрнауки России утверждает перечень рекомендованных и допущенных к использованию в преподавании пособий, и в нём содержится от 70 до 90 учебников по истории. Если разобраться детально, то это десяток или дюжина так называемых «линеек» учебников одного авторского коллектива для 5-11 классов, имеющих, как правило, ещё и развернутое научно-методическое обеспечение.

Тревога должна быть вызвана не количеством учебников, а разобщенностью тех позиций, с которых они написаны. Допустим, в одной из «линеек» учебников разные исторические периоды описаны с разных позиций. События середины и конца 19 века написаны почти с марксистский позиций, а период империализма подан в весьма сентиментальном ключе: императоры с гордыми бакенбардами, офицеры в белых кителях...На мой взгляд, школьное историческое образование должно в первую очередь заложить основы, рассказать об основных военных и культурных событиях, дать понятие о линии времени, а не пестрить различными трактовками исторических событий.

- Что необходимо изменить в учебниках по истории, и должны ли эти изменения коснуться их содержания?

- Содержание надо обновлять. Слишком много информации во времена СССР было засекречено, и из-за этого теперь страдает имидж страны. Многие данные в учебниках в связи с этим устарели и нуждаются в корректировке. Памятного скандала, связанного с голодомором на Украине, можно было бы избежать, если бы вовремя рассекретили документы, которые ясно показывают, что никакого геноцида украинского народа не было.

Помимо этого, уже давно идут разговоры о том, что школьная история больше похожа на историю войн и конфликтов. Загляните в любой учебник истории: описание войн всегда занимает в них места больше, нежели рассказы о мирной жизни, о культуре народов. С одной стороны, такой подход понятен, ведь любая война, как правило, заканчивается изменением границ, исчезновением или возникновением государств. Но долгие годы мирного сосуществования не менее важны для истории.

Кроме того, сейчас история России, в том виде как она подана в школьных учебниках, – это, по большей части, история Северо-Западного и Центрального федеральных округов.

Только в отдельные периоды школьники вместе с авторами учебников «доходят» до Урала, а о Сибири дети узнают в лишь в связи с походами Ермака. Необходимо учитывать, что целый ряд могущественных государств древности сформировались еще до появления Киевской Руси, к примеру, Волжская Булгария и Хазария. Сейчас их территории – это часть нашей страны, и не знать о них – значит не знать собственной истории.

- Как повлияла на содержание школьного исторического образования деидеологизация истории, начавшаяся в 90-е годы?

- Если на развитие науки деидеологизация повлияла позитивно – начался поиск новых методов исследования, произошла настоящая архивная революция, открывшая целые массивы документов, – то в школе она дезориентировала преподавание истории. Сегодня на уроках преподается почти столько же версий истории, сколько у нас учителей истории. В этом плане учебники все же мало влияют на преподавание, очень многое зависит от позиции конкретного учителя, который может интерпретировать все события тем или иным образом.

Также у школьников отсутствует понятие о семейной истории. На Западе, к примеру,  многие знают свою родословную на много веков, а у нас даже не все смогут назвать имена своих прадедов  Более 80% опрошенных ребят не знают имен и отчеств всех своих прадедов, около 30% не могут назвать имен и отчеств ни одного из своих прадедов, а 40% не имеют понятия о том, когда был основан их родной город или поселок.

Необходимо восстановить связь истории семьи с историей страны  – и мира, – которая была нарушена революциями, репрессиями и войнами. Тогда ученикам будет легче понимать историю, поскольку события национальной и мировой истории будут непосредственно соотноситься с их семейной памятью.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала