Рейтинг@Mail.ru
Театральная весна красна в Красноярске - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Театральная весна красна в Красноярске

© РИА Новости / Л. Загайнова | Перейти в медиабанкТакой фестиваль - «Театральная весна» - завершился на прошлой неделе, в день театра 27 марта, в Красноярском крае. В тамошнем Театре оперы и балета были вручены 25 премий лауреатам.
Такой фестиваль - «Театральная весна» - завершился на прошлой неделе, в день театра 27 марта, в Красноярском крае. В тамошнем Театре оперы и балета были вручены 25 премий лауреатам.
Читать ria.ru в
Весна в театральной России, как правило, это время подведения итогов предыдущего сезона. Региональные фестивали свозят в краевые центры лучшие спектакли, отобранные экспертами.Такой фестиваль - «Театральная весна» - завершился на прошлой неделе, в день театра 27 марта, в Красноярском крае.

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера» специально для РИА Новости.

Весна в театральной России, как правило, это время подведения итогов предыдущего сезона. Региональные фестивали свозят в краевые центры лучшие спектакли, отобранные экспертами. Дело венчает торжественная церемония закрытия, которая проходит в каждом регионе по-разному, но везде без исключения вручаются призы и награды за лучший спектакль, лучшую режиссуру, лучшую мужскую и женскую роль et cetera. Словом, на местном уровне вручаются свои «золотые маски».

Такой фестиваль - «Театральная весна» - завершился на прошлой неделе, в день театра 27 марта, в Красноярском крае. В тамошнем Театре оперы и балета были вручены 25 премий лауреатам.

С одной стороны, такие конкурсы призваны поддержать театральное искусство, поскольку дух соревновательности вносит интригу, подогревает интерес публики. С другой стороны, спортивная состязательность всё-таки чужда искусству. Скажем, если бы «Золотую маску» или какую-либо другую премию учредил Наркомпрос в двадцатые, то кого бы выбирало жюри: вахтанговскую «Принцессу Турандот» или «Ревизора» с Михаилом Чеховым в Художественном (а это - спектакли, выпущенные в один сезон)?

Не уверена, что «оскаризация», так охватившая нашу театральную жизнь, идет по правильному пути, особенно если учесть, что театральная Россия живет совсем не по-голливудовски, что социальный статус театра упал. И несмотря на то, что Красноярский край богат на театральные таланты, некоторые театры живут тяжело. К примеру, была встреча с труппой кукольного театра из Железноводска, показавшего спектакль «Тополиная рубашка», поставленный по прозе Владислава Крапивина талантливым режиссером и актером, работающим для детей, Петром Зубаревым из маленького сибирского города Мариинска. На встрече выяснилось, что средняя заработная плата актера кукольного театра — пять тысяч рублей. Названий же в репертуаре — сорок четыре, а в труппе всего девять человек. В маленьком городе театр вынужден постоянно обновлять репертуар, чтобы делать сборы, а также держать в афише и старые спектакли. При таком скудном финансировании, между тем, труппа находит силы на достойное существование. Здесь думают о том, чтобы ребенок не ушел разочарованным, придумывают всякие чудеса, которые заставляют детей следить, в частности, за судьбой мальчика, преодолевающего страхи и в самой жизни, и в своей подростковой фантазии.

Главное не в премиях, которые раздают на финальной церемонии, а в том, что свезены на фестиваль отобранные экспертами лучшие спектакли. А ведь Россия наша ох как необъятна. Взять хотя бы все тот же Красноярский край с его огромной территорией. К примеру, актеры из поселка Мотыгино добирались до своего областного центра восемь часов, чтобы просто и безыскусно сыграть на фестивале чеховские водевили в камерном пространстве скромного зала Дома актера, которому никак не найдется достойного помещения. А ведь прежний губернатор обещал, обещал, но актерское сообщество так пока и не дождалось нового помещения, ютится, по сути, в нескольких комнатах, но и здесь жизнь бурлит и кипит. Сюда стекаются все актеры, чтобы сыграть капустник, предложить на суд публики самостоятельную работу. В этом скромном пространстве не сочла зазорным выступить теперь уже столичная актриса Театра п/р О. Табакова  Роза Хайруллина с монологами из пьес Александра Володина. Этот спектакль, поставленный Галиной Бызгу (Санкт-Петербург), был приглашен как гость фестиваля в рамках проекта «Монологика» (моноспектакль).

Потратились красноярцы и на приглашение Хакасского национального драматического театра им. А.М. Топанова, который показал спектакль «Вуйме, Вайме, Вей» по пьесе Цагарели «Ханума». Опять же педагог питерской Академии театрального искусства Александр Кладько поставил для хакасских актеров спектакль со столь жизнерадостным настроем, с идеей театра как народного всеобщего праздника, что стало понятно, почему именно этой работой открывали «красноярскую весну»  гости.

Справедливости ради, надо сказать, что руководство края привлекает из Москвы, Санкт-Петербурга режиссуру, усиливает, как бы сказали в советскую эпоху, кадровый состав.

К примеру, в красноярский ТЮЗ был приглашен на две постановки молодой режиссер Тимур Назиров (выпускник питерской школы режиссуры), уже получивший опыт в строительстве театра в городе Лысьве Пермского края. Спектакль «Собаки - якудзы» по пьесе молодого драматурга Юрия Клавдиева был поставлен Назировым не просто на молодежную аудиторию, а на подростков. В пьесе действуют враждующие собачьи стаи, а добропорядочный пес оставлен на улице хозяином и должен подчиниться одной из собачьих группировок. Это, в общем-то, и незатейливое, и неновое с литературной точки зрение иносказание, конечно же, о молодых людях, если не сказать юных. Перед главным героем – выбор: принять правила игры или навязать свои; подчиниться законам стаи или выскочить из навязанных миром обстоятельств, подчиняющих личность. Режиссер перевел пьесу в каскад пластических аттракционов, даже привлек в репетициях специалиста по боевым искусствам. Актеры только не ходят по потолку. Спектакль существует в неослабеваемой пластической динамике.

Смелые акробатические трюки призваны сюда режиссером для того, чтобы передать опасное существование подростковой среды. И надо сказать, это удается в полной мере. На кону здесь постоянно борьба за физическое выживание, но все-таки важнее для создателей спектакля юный человек, способный задать вопрос о том, как жить. Важен именно вопрос, а не ответ.

Безусловно, благо, что край, столь огромный, находит силы на то, чтобы ежегодно проводить масштабный региональный фестиваль. И.о. министра культуры Геннадий Рукша привел в своем выступлении статистику: «Экспертами было отсмотрено 46 спектаклей, из которых 4 кукольных и 11 музыкальных. Всего 14 театров подали заявки на участие в конкурсе».

Когда мы говорим о том, что край богат на таланты, то совершенно не преувеличиваем. В небольшом городе Минусинске есть уникальный драматический театр, которым руководит режиссер Алексей Песегов (лауреат «Золотой маски»). Ученик Петра Фоменко Олег Рыбкин (его «Чайка», поставленная в Красноярском областном драматическом театре, номинировалась на национальную премию) также плодотворно работает в Красноярске. Собственно, его спектакль по прозе И. Бунина «Темные аллеи» (инсценировка Ольги Никифоровой) и был отмечен как лучший и получил гран-при фестиваля.

Два театральных лидера Красноярского края - Песегов и Рыбкин - на этот раз сосредоточили свое внимание на русской классике. В Минусинской драме поставили «Месяц в деревне» Тургенева. Спектакль идет почти четыре часа, и режиссер с актерами столь внимательно вчитываются в текст, что не пропускают ни одного не только сюжетного поворота, но и малейших психологических нюансов, на которые так богата тургеневская литература. Сам Песегов обозначает жанр спектакля как психологический детектив. И вправду, в его постановке исследуется свойство человеческой натуры — потребность следить за теми, кто охвачен чувствами и страстями. Олегу Рыбкину тоже интересен человек чувствующий: и тот, кто счастлив мгновением любви, а потом доживает жизнь, и тот, кто не способен доживать вне любви и потому доводит чувство до саморазрушительной страсти.

Фестиваль в Красноярске показал, что не человек играющий, не человек бунтующий интересует современную режиссуру, а человек, способный чувствовать. Будем надеяться, лучшие спектакли этого фестиваля доедут до Москвы, хотя путь, прямо скажем, не ближний.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала