МОСКВА, 2 апр - РИА Новости. Великий Пяток (Великую Пятницу) отмечает Православная Церковь 2 апреля.
В этот день христиане воспоминают Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа.
Совершая в Великую Пятницу доследование страстей Иисуса Христа, Православная Церковь в этот день все события спасения мира знаменует богослужениями: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть - богослужением утрени, время ведения Спасителя на суд к Пилату - богослужением первого часа, время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа, время Крестных страданий Христа - шестым часом, время смерти - девятым часом, а снятие тела Христова с креста - вечернею.
Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.
Первое и самое длинное из них - Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как "Путь и Истину и Жизнь", как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: "В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир". Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет весь смысл прихода Спасителя: "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино".
Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: "Слава долготерпению Твоему, Господи".
Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве.
Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея.
В этот день не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы - чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.
Пятница - день крестной смерти Христа - постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца. Однако в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в пятницу, во многих храмах дозволяется вкушать пищу после службы выноса Плащаницы (Вечерни Великой Пятницы).
Вынос Плащаницы - иконы Христа, лежащего во гробе - совершается, как правило, днем. Примерно в два или три часа дня Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма - во "гробе" - возвышении, украшенном цветами.
Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы - во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального "Святый Боже...": Святая Плащаница обносится вокруг храма.
По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма для поклонения священнослужителей и богомольцев.
В Страстную Пятницу на Руси совершался чин омовения святых мощей: патриарх и многочисленное духовенство под утро облачались в алтаре Успенского собора, затем торжественным крестным ходом направлялись в Благовещенский собор Кремля, где находились мощи святых, частицы животворящего древа Креста. Все эти святыни заранее были выложены на особых столах и аналоях вместе с иконами, в которые помещены были мощи. Из Благовещенского собора с великим почтением и трепетом духовным святыни переносились в Успенский собор.
При чтении тропарей тому святому, мощи которого подавались патриарху, он погружал их в освященную воду, после чего вытирал и снова вкладывал в ковчежцы. С частиц животворящего Креста Господня и других святынь патриарх сам вытирал пыль, омывая их в святой воде. По окончании обряда вода, оставшаяся от омовения мощей в сосудах, как великая святыня раздавалась архиереям, священству и знатным лицам, ею кропились люди.