Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Сегодня, 31 марта 2010 года, в Санкт-Петербурге спущен на воду очередной боевой корабль для ВМФ России: корвет «Сообразительный», вторая по счету боевая единица проекта 20380. Новый корабль получил название по старой русской/советской традиции называть небольшие боевые корабли именем прилагательным. До нынешнего «Сообразительного» так же назывался советский большой противолодочный корабль проекта 61, а до него – легендарный эсминец проекта 7 времен Великой Отечественной войны.
Пополнение флота новыми боевыми кораблями пока, к сожалению, случается не слишком часто, и спуск на воду нового корвета стал заметным событием. Тем не менее, «Сообразительный» и сам по себе заслуживает отдельного обсуждения, будучи представителем одного из самых перспективных в мире проектов боевых кораблей.
Разработка нового корабля для ВМФ России началась в 90-х годах, и трудное время наложило свой отпечаток. Стремясь сократить расходы на строительство, избежав постройки нескольких серий кораблей разных типов, разработчики сделали проект 20380 универсальным, способным, в отличие от специализированных предшественников советской постройки, бороться с целями практически всех типов: подводными, надводными, воздушными, наземными…
Такая универсальность определила и классификацию: вместо привычного для российских боевых единиц третьего ранга обозначений МПК (малый противолодочный корабль) МРК (малый ракетный корабль) и пр., новый корабль классифицировали как корвет, по западным стандартам являющийся универсальным боевым кораблем.
Однако, примерно соответствуя этой классификации по размерам (2000 тонн водоизмещения), перспективный российский корабль значительно перерос ее по огневой мощи. Наличие восьми противокорабельных ракет, палубного вертолета, широкого набора гидроакустических средств и противолодочного вооружения, 100-миллиметровой артустановки и довольно внушительного комплекта систем ПВО ближнего боя заставили ряд специалистов отнести этот корабль к более высокому классу фрегатов.
Особенно оправданным такое «повышение» является для «Сообразительного» и следующих за ним боевых единиц. Их вооружение еще более усилено: вместо зенитного ракетно-артиллерийского модуля «Кортик» на этих кораблях будет размещаться универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК), на 8 загрузочных мест, в каждом из которых можно разметить от 1 до 4 ракет в зависимости от типа. В результате, скажем, с боезапасом из 32 зенитных ракет средней дальности, в сочетании с остальным вооружением, корвет проекта 20380 по боевой мощи будет превосходить многие западные фрегаты водоизмещением 4 и более тысячи тонн. По своим ТТХ и универсальности комплекс УКСК на сегодня является, по мнению многих специалистов, лучшим в мире изделием подобного рода.
Не менее важной характеристикой новых корветов является наличие на них современной боевой информационно-управляющей системы (БИУС) «Сигма». Она обеспечивает одновременное слежение и поражение целей на суше, воде, под водой и в воздухе, подобно американской системе «Иджис», позволяя организовывать коллективную оборону соединения, обмениваясь информацией, передавая целеуказание и управляя оружием соединения в реальном режиме времени. Отряд кораблей, оснащенных подобной системой, приобретает возможности, немыслимые для боевых единиц прежнего поколения.
Нужно отметить, что за время, прошедшее с распада СССР, российский флот значительно отстал от оппонентов в деле внедрения систем нового поколения, и теперь наверстывает упущенное. Зачастую это наверстывание превращается в серьезный прорыв. Так, сегодня Россия фактически пришла к созданию унифицированного семейства боевых кораблей классов от корвета до эсминца, совместимых по большей части основных систем и отличающихся в основном количеством установленного вооружения. Сквозная унификация БИУС на всех перспективных проектах 1-3 ранга должна обеспечить российскому флоту в перспективе возможности координации действий и управления имеющимися силами более серьезные, чем у многих ведущих флотов мира.
В настоящее время Россия ведет малосерийную постройку кораблей новых классов. «Сообразительный» стал, как уже сказано, всего лишь второй боевой единицей своего проекта, в котором строится еще три корабля. Увеличить масштабы строительства боевых кораблей планируется после того, как будет набрана достаточная информация обо всех достоинствах и недостатках новых проектов, позволяющая внести нужные исправления. С учетом того, что головной «Стерегущий» проходит испытания уже два года – ждать осталось недолго. В ближайшие 10 лет Россия должна получить не менее 20 корветов нового проекта. Задачи для них найдутся – от патрулирования своих вод до поддержки крупных боевых кораблей, включая универсальные десантные корабли, эсминцы, крейсеры и, наконец, авианосцы, строительство которых для российского флота планируется в наступающем десятилетии.
Для такого широкого круга задач 20 корветов может элементарно не хватить, в связи с чем, уже сейчас периодически появляются мнения о необходимости увеличить расходы на постройку новых кораблей. Они действительно необходимы России – протяженные морские границы в сочетании с удаленностью друг от друга основных театров военных действий, требуют поддержания достаточно сильного флота, способного выдержать бой с любым противником на своем ТВД.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции