Рейтинг@Mail.ru
Т-34: простота и эффективность - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Т-34: простота и эффективность

© РИА Новости | Перейти в медиабанкТакой же непростой путь прошел советский танк Т-34, серийное производство которого началось 31 марта 1940 года, ровно 70 лет назад, на Харьковском паровозостроительном заводе.
Такой же непростой путь прошел советский танк Т-34, серийное производство которого началось 31 марта 1940 года, ровно 70 лет назад, на Харьковском паровозостроительном заводе.
Читать ria.ru в
В период между двумя мировыми войнами танки переживали сложный этап развития. Он присущ практически всем техническим новинкам - перспективы всего направления не вызывают сомнений, но вот конкретный путь развития видится еще очень туманно. И надо перебрать тысячи вариантов, прежде чем будет найден самый приемлемый. Такой же непростой путь прошел советский танк Т-34.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

В период между двумя мировыми войнами танки переживали сложный этап развития. Он присущ практически всем техническим новинкам - перспективы всего направления не вызывают сомнений, но вот конкретный путь развития видится еще очень туманно. И надо перебрать тысячи вариантов, прежде чем будет найден самый приемлемый. Такой же непростой путь прошел советский танк Т-34, серийное производство которого началось 31 марта 1940 года, ровно 70 лет назад, на Харьковском паровозостроительном заводе.

Полет конструкторской мысли порой рождал настоящих чудовищ: полигоны Советского Союза и других стран, например, бороздили гигантские многобашенные машины, более всего напоминавшие сухопутные крейсеры.
С начала 1930-х годов Советский Союз сделал ставку на легкие быстроходные колесно-гусеничные танки серии БТ. Предполагалось, что высокая скорость позволит им невредимыми прорваться сквозь вражескую оборону, а оказавшись на оперативном просторе, они смогут совершать молниеносные марш-броски вглубь территории противника.

Практический опыт полезнее самых длинных теоретических споров. Опыт Испанской войны, в которой участвовали советские легкие танки Т-26 и БТ-5, показал, что машины этого класса не смогут стать эффективным оружием прорыва. Броня легких танков была способна защитить экипаж разве что от винтовочных пуль и осколков, и даже массированные атаки «бэтэшек» обречены были захлебнуться под плотным огнем скорострельной противотанковой артиллерии. Тем более, малый калибр танковых орудий не позволял танкистам эффективно подавлять огневые точки противника. Перед советскими конструкторами стала непростая задача усилить броневую защиту и увеличить огневую мощь боевых машин, сохранив при этом достаточно высокую подвижность.

История создания танка нового образца (который в последствие и стал Т-34) оказалась весьма драматичной. Первоначально разработкой проекта под обозначением БТ-26 занялось конструкторское бюро под руководством Адольфа Дика. Но инженеры Дика сорвали установленные сроки, и вскоре последовал анонимный донос и арест главного конструктора. По одним данным, он получил длительный срок и погиб в лагерях, по другим - был расстрелян. А работы продолжались.

Реорганизованное КБ возглавил Михаил Кошкин, и летом 1939 года первые образцы новых танков прошли заводские испытания, 10 февраля 1940-го две машины Кошкина были переданы для испытаний в войсках, которые подтвердили их высокие боевые качества. В начале марта 1940 года кортеж из двух опытных танков и двух тягачей сопровождения выдвинулся в Москву. Марш длинною в три тысячи километров фактически стоил жизни главному конструктору - по прибытии в столицу Кошкин заболел пневмонией и скончался в сентябре того же года.

31 марта 1940 года на Харьковском паровозостроительном заводе было организовано серийное производство Т-34. Танки Кошкина разительно отличались от своих предшественников: 45 миллиметровые броневые листы, расположенные под значительными углами наклона, надежно защищали экипаж от огня большинства существующих на тот момент противотанковых орудий. Мощности 76-мм пушки хватало и для уверенного поражения любых бронированных целей и для борьбы с пехотой и огневыми точками противника. Конечно, как и любая новая машина, Т-34 страдал от кучи «детских болезней»: ненадежность двигателя и трансмиссии сочетались с весьма плохой обитаемостью танка и трудностью управления. Например, переключение передачи требовало немалых физических усилий, механик-водитель подталкивал рычаг коленом, а иногда ему помогал переключиться сидевший рядом стрелок-радист. Чтобы запустить дизель Т-34 зимой, приходилось прогревать его, поджигая солярку под днищем танка. Зато простота конструкции Т-34 помогала компенсировать относительно низкую технологичность и культуру советского производства.

Постановка танка на вооружение шла так же тяжело, как и его разработка. Сроки поставок машин в войска не выдерживались; из-за многочисленных нареканий военное руководство даже подумывало о снятии нового танка с производства. К счастью, вместо этого было принято более логичное решение о модернизации Т-34. Постановлением правительства в конце 1941 года в серию предполагалось запустить усовершенствованный вариант боевой машины под обозначением Т-34М.

Войны спутала эти планы. Серийный танк нужен был, что называется, здесь и сейчас, а единственным таким танком был Т-34 со всеми его достоинствами и «детскими болезнями». Есть легенда, будто бы Сталин так и сказал: «во время пожара не конструируют насосы, а носят воду во всем, что можно использовать».

К июню 1941 года было выпущено 1066 новых машин, большая часть из них находилась в приграничных военных округах. Но практически никакого влияния на ход боевых действий в первые недели и месяцы войны «тридцатьчетверки» не оказали, хотя по ряду характеристик и превосходили основной танк вермахта Pz-IV. С одной стороны, сказывалось общее превосходство немцев в живой силе и технике, организации и управлении войсками, с другой - неосвоенность новой техники советскими войсками, нехватка боевого опыта и недостаточное техническое оснащение РККА. Достаточно вспомнить, что стрелка-радиста Т-34 бойцы называли «пассажиром» - из-за дефицита раций ими укомплектовывались только машины командиров подразделений.

И все же к осени 1941 года танковые бригады, укомплектованные «тридцатьчетверками» уже начали наносить ощутимый урон врагу. Во многом благодаря относительной простоте производства, эвакуированные заводы в сжатые сроки наладили массовый выпуск новых машин, и Т-34 стал основным танком Красной Армии.

Примечательно, что если в начале войны гитлеровские генералы, не скрывая презрения, называли Т-34 «типичным примером отсталой большевистской технологии», то спустя несколько месяцев в своих докладных записках уже сетовали на «явное превосходство» советских машин.

Парадокс, но высокотехнологичные производства гитлеровской Германии оказалось не в состоянии тягаться с советскими заводами в количестве выпускаемых машин. Ответом немецкой промышленности стало появление в 1943 году новых тяжелых танков «Пантера» и «Тигр», а также серьезная модернизация Pz-IV. Благодаря мощным орудиям, прекрасной оптике и мощной защите, новые немецкие машины превосходили Т-34 в дуэльном бою. Конечно, Т-34 тоже совершенствовался, в конце 1943 года у советских танкистов уже были машины с 85-мм пушкой (Т-34-85), вполне способные тягаться с «Тиграми» и «Пантерами».

Сегодня среди историков военной техники не утихают споры, какая машина может претендовать на звание лучшего танка второй мировой. Сравниваются технические характеристики, изучаются описания танковых сражений и танковые дуэли. При этом порой забывают, что достоинства того или иного вида вооружения не исчерпываются его применение на поле боя, не менее важна, особенно в военное время, технологичность и дешевизна производства, возможность наладить выпуск продукции в экстремальных условиях военного времени, ремонтопригодность техники.

И если суммировать все перечисленные качества, то первенство будет за Т-34. Но главное, воплощенное в Т-34 - оптимальное сочетание подвижности, броневой защиты и огневой мощи, - стало критерием, по которому послевоенные десятилетия идет развитие мирового танкостроения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала