Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Что нам ждать от телевидения будущего? Вот, пожалуй, главный лейтмотив двухдневной международной конференции «Цифровое ТВ и массовые коммуникации в России 2010», которая началась 31 марта в Москве. Несмотря на то, что официально Россия вступит в эру цифрового телевидения в 2015 году, переход на новый технический формат идет активно уже сейчас. В частности, первым в России на «цифру» перешел с февраля 2010 года Хабаровский край. На очереди остальные регионы Дальнего Востока.
Можно ли сказать, что все проблемы решены? Полагаю, что нет. Вопросов немало. Кто в итоге должен проводить цифровизацию – государство или частники? С одной стороны, в регионах успешнее действуют негосударственные операторы кабельного телевидения, предоставляя желающим доступ к платным каналам. Есть «НТВ-Плюс», основной оператор спутникового ТВ в стране, который вещает только в цифровом формате. С другой стороны, чисто технически, финансово и организационно охватить одну седьмую часть суши, предоставив населению самых отдаленных сел и деревень пакет цифровых каналов (так называемый мультиплекс) – под силу только государственным структурам.
А кто из них готов к этой работе? Свои услуги еще с 2005 года предлагает ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), которая сейчас отвечает за обеспечение наземного аналогового телевещания в России. Руководители РТРС считают, что если «спецоперацию» поручить одной организации, это весьма сэкономит государственные средства (финансирование целевой программы составляет около 120 миллиардов рублей). По мнению заместителя генерального директора РТРС Святослава Буняева, «при правильном управлении имеющимися у России вещательными активами полный переход к цифровым технологиям можно завершить за четыре года».
Но куда двигаться? Частные компании считают, что внедрять новое телевидение надо от крупных городов к периферии, используя разные технологии доставки сигнала: эфирную, спутниковую и кабельную. Их интерес можно понять – в городах намного больше перспективных клиентов. Представители РТРС ратуют за обратную схему. Их интересы лежат на поверхности – будучи монопольным игроком на рынке наземного телерадиовещания, РТРС заинтересована как можно в более широком географическом охвате «цифры». Впрочем, последний вариант разделяет и руководитель Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев, по словам которого, «надо построить переход к цифровому ТВ таким образом, чтобы он начинался с тех регионов, где есть проблемы с доступом к телевизионным услугам».
Но как скрестить коня и трепетную лань, то есть госструктуру и региональных операторов, которые осуществляют вещание в цифровом формате? Генеральный директор ООО «Цифровое телевидение» Александр Мих считает, что даже в случае успешной интеграции частников в единую сеть, могут возникнуть сложности с обслуживанием: «РТРС никогда не работала с населением, только с вещателями, у нее нет опыта взаимодействия с массовым рынком».
Вслед за Дальним Востоком к «цифре» потихоньку приобщается и Дальний Запад. То есть Калининградская область. Однако выяснилось, что для триумфального шествия новой технологии в России не хватает… свободных земельных участков. По словам министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, в частности, прогресс тормозит Минобороны, которому принадлежат многие требуемые участки для размещения нового оборудования, а также природоохранные зоны (в частности, в Калининградской области пока не удается установить несколько передатчиков на территории Зеленоградского района, в границы которого входит национальный парк).
Для того, чтобы зрители могли увидеть новое телевидение, необходимо купить или наладить производство новых цифровых телевизоров. Или, что значительно дешевле – специальных приставок (так называемых set-top box). Которых следует произвести не менее сотни миллионов штук.
Не исключено, правда, что часть зрителей , особенно малоимущих, не сможет купить эти приставки. Ряд экспертов предлагали даже раздавать приставки бесплатно. Старший консультант ComNews Research Алексей Данилин полагает, что это «вызвало бы хаос, массу злоупотреблений и могло бы парализовать деятельность структур, на которые была бы возложена эта почетная обязанность». Проще говоря, некоторые несознательные сограждане могут пропить приставку или продать на рынке. А потом явиться за новой.
Сложности добавляет и то обстоятельство, что до сих пор нет закона «О телерадиовещании», где были бы прописаны четкие правила взаимодействия таких участников рынка как оператор связи, вещатель, зритель (в будущем, абонент).
Не испытывают особых восторгов от будущего и представители федеральных телекомпаний. Их волнует новая модель, в которой при увеличении количества, качества и распространения каналов приоритеты рекламодателей могут существенно измениться. То есть, деньги они будут нести не на федеральную «кнопку», а перераспределять между пулом цифровых каналов, за доступ ко многим, из которых, зрители будут платить абонентскую плату, размер которой до сих пор не установлен.
Впрочем, если учесть, что в первый – бесплатный – мультиплекс, к 2015 году будут входить большинство тех федеральных каналов, которых россияне смотрят в аналоговом режиме сейчас, то можно констатировать, что процесс цифровизации идет в России по пути эволюционному, без революционных потрясений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции