Железнодорожники обещают порадовать россиян: высокоскоростные поезда типа «Сапсана» через несколько лет будут ходить из Москвы не только в Санкт-Петербург, но и в Курск, Нижний Новгород и Самару. Однако в ответ совсем не хочется радоваться и гордиться разгулом научно-технического прогресса.
Перефразируя пародийный лозунг-штамп Ильфа и Петрова, можно сказать, что «железный конь идет на смену собакам». Чтобы было понятнее, «собаками» на слэнге автостопщиков и путешественников называются электрички. Однако попутно этот «железный конь» растопчет не одну человеческую судьбу. Как это уже произошло в глубинке Тверской области, куда ворвался стремительный «Сапсан» – мощный экспресс, за четыре часа пронзающий пространство между Москвой и Санкт-Петербургом.
История будто повторяется. В 20-е годы прошлого века Есенин лирически оплакивал жеребенка: «Милый, милый, смешной дуралей, ну куда он, куда он гонится? Или он не знает, что живых коней победила стальная конница?» Затем, в 30-е, тракторами распахивали «идиотизм деревенской жизни». Но в тех процессах была своя жестокая логика. Людей железной рукой загоняли в светлое будущее.
Теперь же – будущего лишают, а из настоящего времени грубо выталкивают. Ради того, чтобы освободить место высокоскоростному
экспрессу, жестко зачистили железнодорожное расписание. Отменили несколько электричек и единственный пассажирский поезд «Юность», который был по карману обитателям окрестных городов, сел и деревень.
Жалуются все, сверху донизу. Вот что говорят, например, официальные лица местного уровня.
Игорь Гаврилов, глава администрации города Бологое: «Билет от Бологого до Москвы стоил около 300 рублей, для льготников была скидка 50%. Сейчас самый дешевый билет – больше 1 тысячи. Люди, скорее всего, теперь откажутся от работы в Москве».
Юрий Кокорин, начальник информационной службы администрации города Вышний Волочек: «Ну сами посудите: у меня зарплата 7 тысяч рублей. Раньше в Москву я мог уехать на «Юности» за 250 рублей, а теперь – только за 1700. Мне даже в Тверь ездить не на что». (Цитаты отсюда)
Такие дела: даже чиновники страдают. Что уж говорить о простых людях...
Места эти и особенности их «транспортных артерий» я неплохо знаю. Задолго до всякого «Сапсана» мне много раз приходилось выбираться из Боровичей через станцию Окуловка, что на Октябрьской железной дороге, в Москву и в Питер. Автобусы и тогда ходили криво, косо, нерегулярно и далеко не везде. Расписание электричек тоже было на редкость неудобным, поезда не слишком часто радовали пассажиров. Чтобы добраться до Питера по железной дороге, приходилось просиживать по несколько часов на глухих полустанках.
Приезжие, особенно если дело спешное, могли тогда и могут теперь себе позволить пару раз в месяц купить дорогой билет хоть до Питера, хоть до Москвы. Местные жители, многие из которых ежедневно ездят на работу в столицу, терпеливо ждали по 2-3 часа дешевых электричек или единственного «бюджетного» пассажирского поезда.
Теперь ситуация ухудшилась до крайности. В Москву можно доехать только на очень дорогих скорых поездах. Электричек приходится ждать в лучшем случае по 5-6 часов. В том числе детям, зимой, на морозе, потому что у них от родного села до школы другой дороги, кроме железной, нет.
Но их родителям еще хуже. С работой в Москве пришлось завязывать. На дорогу до Твери все заработки уйдут, если они еще будут. А дома никакой работы нет, иначе не ездили бы за тридевять земель.
В результате – полная безнадега. Хоть бросайся под ненавистный «Сапсан». Вдоль трассы уже гуляют зловещие слухи о десятках погибших, поезд мчится с жуткой скоростью 250 километров в час, возникает внезапно – будто из небытия. На всю Тверскую область всего один пешеходный мост над путями. Вот и вскипает у местных жителей «разум возмущенный». Они реагируют с дикой свирепой яростью. Зимой швыряли в экспресс куски льда, выставляли на рельсах снежных баб. Один из злоумышленников был задержан, и ему грозит до трех лет, но вряд ли это остановит его земляков. Обделенные, отрезанные от мира, потерявшие работу тверичане воспринимают чудо современной техники как «классового врага».
Кому это выгодно? Понятно, что вопрос риторический. Железнодорожные начальники не задумывались о последствиях. Специалисты говорят, что их можно было избежать, если бы для «Сапсана» построили выделенную магистраль. Вполне возможно, что это слишком дорого. Но на пешеходные мосты и туннели под имеющимися путями у РЖД наверняка средств хватает. А для того, чтобы составить человеческое расписание поездов, надо было просто не полениться подумать. Однако о местных жителях просто не подумали.
Пока эта грустная история касается только Тверской губернии. Страшно подумать, что случится, если из этой истории так и не будет извлечен урок, и «железные кони» помчатся по всем направлениям, круша и ломая судьбы людей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции