В советские времена важным фактором профориентации школьников была научно-популярная литература: книги, в которых интересно и доступно рассказывалось, например, о ядерной физике, приводили в инженерные вузы сотни молодых людей. Что делается сегодня для возрождения интереса к научно-популярной литературе, в интервью РИА Новости рассказал руководитель Центра естествознания издательства «Просвещение» Вадим Егудин.
- Вадим Ильич, почему научно-популярная литература сегодня не пользуется у школьников таким спросом, как 40-50 лет назад?
- Во-первых, стоит учитывать падение интереса к книгам вообще. Современные дети читают меньше книг, чем их родители, потому что появилось много других источников информации.
Во-вторых, сказывается отсутствие авторов, которые могли бы написать действительно интересные детям книги. Целая когорта талантливых авторов научно-популярного жанра появилась в 50-60-е годы прошлого века, расцвет научно-популярной литературы пришелся на 70-е годы, однако уже к концу 80-х годов наметился спад, а в 90-е подобные книги почти не издавались.
- Какова роль научно-популярной литературы в общем образовании? Она служит только для расширения содержания школьных предметов?
- Не только. Научно-популярная литература играет для школьников мотивирующую роль. Такие книги помогают разбудить интерес к окружающему миру, по-новому взглянуть на учебные предметы, которые порой кажутся скучными. В них важна не только научная, но и биографическая составляющая: рассказы об ученых-первооткрывателях, их детстве, родителях, людях, которые их окружали, их становлении и многом другом. В книгах много примеров того, как люди находили себя в жизни и добивались успеха.
Для тех школьников, которым предмет дается легко, научно-популярная литература предоставляет дополнительную информацию, которая в значительной мере способствует выбору того или иного профессионального пути. Например, изданная в начале 60-х годов XX века в Советском Союзе книга Даниила Данина «Неизбежность странного мира», в которой рассказывалось о физике элементарных частиц и ускорителях, привела в инженерные вузы, университеты, исследовательские лаборатории тысячи талантливых молодых людей из нескольких поколений.
Помимо важной роли для самоопределения школьников, научно-популярная литература аккумулирует в себе множество интересных фактов из самых разных областей науки, тем самым расширяя у детей кругозор. Ценность таких книг в их доступности – авторы рассказывают о сложных вещах понятным для подростка языком.
- Как можно развить у детей желание читать такие книги?
- Конечно, этим должны заниматься родители и учителя. Если преподаватель видит, что кому-то из класса легко дается его предмет, таким детям нужно рекомендовать почитать научно-популярную литературу, а некоторым еще и статьи из тематических журналов. Роль учителя в том и состоит, чтобы вовремя замечать, поощрять и развивать интересы и способности ребенка.
Однако не следует ожидать, что такие книги будут читать все дети, и тем более заставлять их это делать. Всегда были, есть и будут школьники, которым это просто неинтересно, да и по большому счету не нужно. Они прекрасно проживут и без этого знания. Но не стоит упускать момент, чтобы заинтересовывать тех детей, которые действительно хотят учиться и узнавать новое.
- Каковы перспективы научно-популярной литературы в современной России? Готовы ли издательства печатать такие книги?
- В последние годы наблюдается уверенный рост внимания издательств к научно-популярной литературе, растет количество и качество книг.
В издательстве «Просвещение» с 2007 года издается серия познавательных книг «Твой кругозор», в которых дети могут прочитать, например, о великих женщинах Древней Руси, о покорении Сибири, о том, как люди познавали электричество, как менялись наши представления о строении мира, об истории магнитов и о многом другом. Книги этой серии иллюстрируют замечательные российские художники-графики.
Еще одна серия – «На грани мира» - рассказывает о взаимоотношениях России с Германией, Японией, Францией и другими странами, с которыми она воевала. Описываются периоды сближения и наибольшей дружбы между странами, и на этих примерах показывается, что мирное сотрудничество выгоднее, чем война.
Все книги, о которых мы говорим, интересны и полезны не только школьникам, но и их родителям и учителям. Они помогают увидеть богатство и многообразие нашего мира, способствуют формированию личности, стремящейся занять достойное место в жизни.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости