Может ли вуз доверять высоким баллам ЕГЭ и результатам олимпиад? К чему должен готовиться школьник, чтобы учиться на экономфаке? Об этом в интервью РИА Новости говорит декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Василий Колесов.
- Василий Петрович, раньше вы скептически относились к ЕГЭ, а сейчас?
- Этот экзамен – явление неоднозначное. Много поступило ребят с хорошей подготовкой, но около 30% свои баллы не подтверждают, и это было видно еще в начале учебного года.
Специально проверкой результатов ЕГЭ мы не занимались, но в конце августа у нас всегда проводятся тесты по математике для распределения абитуриентов по группам: одним требуется углубленное изучение математических методов в экономике, другие должны обладать знаниями на достаточном стандартном их уровне, чтобы системно и логически мыслить и уметь пользоваться языком формул.
Максимальный набранный балл был в этом году 88. Хорошая корреляция – 100 баллов ЕГЭ и 73 за тест, 100 и 55 – уже «с натяжкой», но были и «вопиющие» случаи: 100 и 8, 100 и -13 (неверные ответы «штрафовались» минусом). Около трети (70 человек из 252) показали знания даже более низкие, чем те, что необходимы для зачисления в группы стандартного уровня. То же выявилось и на промежуточной аттестации перед зимней сессией.
По результатам сессии количество задолженностей увеличилось почти в 1,5 раза: раньше их было 80–90, сейчас почти 150.
- Много ли поступило по итогам олимпиад, и успешнее ли «стобалльников» их призеры?
- Немного. Трое – победители Всероссийской олимпиады по экономике, они и в учёбе подтверждают свои первые места. А вот результаты тестов призеров ряда вузовских олимпиад (их среди принятых в этом году около 60) оказались ниже ожидаемых (призовое место у нас приравнивается к 100 баллам ЕГЭ).
Создаётся впечатление, что олимпиад многовато. Видимо, они хороши там, где конкурс небольшой – чтобы расширить поле проведения соревнований и найти больше талантливых ребят.\
Конкурс на отделении “Экономика” у нас более 10 человек на место, проходной балл 250 из 300. В этом году мы решили отказаться от включения ЕГЭ по обществознанию в число учитывающихся при приеме - не будут засчитываться и итоги олимпиад по обществознанию. Олимпиад таких – более 30, и было бы трудно судить о качестве знаний их победителей. Во-первых, в обществознании нет таких четких критериев оценки, как в математике; во-вторых, призеров будет слишком много, например, в системе «Атомэнерго» в прошлом году их было около 600 человек.
Призёр олимпиады «получает фору», но он должен подтвердить свои знания по всем предметам. Если для поступления потребуется набрать, к примеру, не менее 350 баллов из 400 (в этом году – по русскому языку и иностранному, по математике и на дополнительных испытаниях), то успех в олимпиаде по математике повышает шансы для зачисления, и конкурс в этом случае отражает реальность.
- Стало ли школьникам из регионов поступать легче?
- Да. Если раньше их было около 40%, в этом году почти 60%. Многие не стали бы участвовать в конкурсе, зная все сложности поступления, а по результатам ЕГЭ они сумели пройти.
Объективность проведения вступительных испытаний все же повысилась. Раньше некоторые преподаватели и сотрудники занимались репетиторством, и их не всегда можно было «вычислить». Кто-то из них мог даже попасть в предметную комиссию и участвовать в составлении экзаменационных заданий. Сейчас, даже если баллы ЕГЭ получены не совсем честно, по крайней мере, наши преподаватели к тому не причастны.
- К чему надо готовиться абитуриентам, поступающим сегодня на экономические факультеты?
- Абитуриент, который хочет стать экономистом, должен обладать знаниями в нескольких областях. Во-первых, это математика. Мы, например, не принимаем с баллом ЕГЭ по математике ниже 70 – университетское образование предполагает изучение серьезных математических дисциплин. На младших курсах с этими дисциплинами часто возникают трудности. Бывает такое и на старших курсах, причем неожиданно для студента, например, по курсу демографии, где предъявляются серьезные требования к знанию статистических методов, в основе которых тоже лежит математика
Во-вторых, необходима языковая подготовка – сегодня не существует изолированной экономики. С этого года мы вводим иностранный язык в качестве одной из трёх дисциплин, по которым засчитывается ЕГЭ.
И, кроме того, у абитуриента должны быть аналитические способности, ведь мы готовим не по какому-то узкому ремеслу; хороший экономист – тот, кто может проанализировать ту или иную ситуацию на основе системного подхода и знания неких базовых принципов. В этом году МГУ, наряду с некоторыми другими вузами, получил право на проведение дополнительных вступительных испытаний. У нас они проводятся по математике – задания разрабатывают преподаватели мехмата, и с их помощью проверяется умение найти нестандартное решение, наличие зачатков «университетского» мышления.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости