БАГДАД, 30 мар - РИА Новости, Али Хусейн. Несмотря на победу блока бывшего премьер-министра Ирака Айяда Аляви "Аль-Иракия" на прошедших 7 марта всеобщих парламентских выборах, вероятность того, что ему удастся возглавить будущее правительство, крайне мала, считают иракские аналитики.
"Существующие политические реалии ни как не подтверждают сделанное пару дней назад Айядом Аляви заявление о том, что путь к новой власти лежит через возглавляемый им блок "Аль-Иракия", - сказал в беседе с РИА Новости сотрудник иракского центра стратегических исследований Насер аль-Дираид.
Блок Аляви, пояснил он, получил 91 место в парламенте, на два больше, чем его ближайший соперник, действующий глава правительства Нури аль-Малики, возглавляющий коалицию "Государство закона". Однако помешать своему сопернику сформировать правительственную коалицию без него Аляви, как полагает иракский политолог, не сможет.
"Скорее Аль-Малики не позволит некоторым членам избирательного списка Аляви, одержавшим победу на выборах, занять отведенные для них кресла в парламенте", - говорит Аль-Дираид.
Сторонники Аль-Малики обвиняют Аляви в том, что он одержал победу на выборах благодаря поддержке бывших баасистов. Накануне выборов иракская "Комиссия по справедливости и ответственности" отстранила от участия в них более 500 кандидатов, обвиненных в связях с бывшей правящей партией Баас. Многие из попавших в черный список кандидатов входили в блок "Аль-Иракия".
Теперь эта же комиссия, в задачу которой входит искоренение баасизма и предотвращение возвращения в политику бывших сподвижников Саддама Хусейна, намерена лишить депутатского мандата ряд сторонников Аляви, победивших на выборах.
Чтобы получить право формировать правительство, Айяду Аляви необходимо заручиться поддержкой 163 из 325 депутатов парламента. Для этого, говорит иракский политолог, профессор Багдадского университета Нада аль-Хилу, у него есть два варианта.
"Первый - вступить в коалицию с Иракским национальным альянсом, объединяющим ведущие шиитские религиозные партии, получившим 70 парламентских мест. Но на это Айяду Аляви нужно одобрение молодого радикального лидера Муктады ас-Садра, сторонникам которого принадлежит 40 депутатских мандатов", - говорит аль-Хилу.
Однако сделать это, по ее мнению, "практически нереально". Во-первых, в 2004 году, будучи премьер-министром, Айяд Аляви бросил иракские войска на подавление восстания против международных оккупационных сил, поднятого боевиками Ас-Садра в священном шиитском городе Эн-Наджаф.
Во-вторых, Муктада ас-Садр, даже несмотря на то, что у него масса претензий к Нури аль-Малики, "не может сказать шиитам, что он создал правительственное большинство из суннитов и сторонников партии "Баас", к которым они причисляют многих членов блока "Аль-Иракия".
Многие иракские шииты, составляющие 60% населения страны, расценивают поддержку, оказанную суннитами блоку Аляви на выборах, как скрытую форму одобрения прежней власти.
Второй вариант - альянс с блоком "Курдистан", имеющим 43 места в парламенте. В него входят две ведущие курдские партии - Патриотический союз Курдистана, возглавляемый президентом Ирака Джалялем Талабани, и Демократическая партия Курдистана Масуда Барзани.
Но и такой сценарий, считает Аль-Хилу, маловероятен.
"Скорее, его можно отнести к разряду политической фантастики", - сказала Аль-Хилу.
Курды, считает иракский политолог, пойдут на альянс с блоком "Аль-Иракия" лишь в том случае, если он гарантирует выполнение той части конституции Ирака, которая предусматривает присоединение богатого нефтью Киркука к Курдистану. Однако иракские сунниты, поддержке которых блок Аляви обязан своей победой на выборах, выступают категорически против этого.
Остается третья возможность - формирование правительства без участия Аляви.
"Такой вариант, при котором блок "Государство закона" Нури аль-Малики вступит в коалицию с Иракским национальным альянсом и блоком "Курдистана", является наиболее реальным", - считает Насер аль-Дираид.
В любом случае процесс формирования нового правительства и распределения министерских постов займет, по мнению иракских экспертов, "недели, а то и месяцы", что чревато длительным политическим вакуумом и как следствие - ростом насилия в стране.