Как организовать учебный процесс в профессиональном лицее или техникуме, чтобы их выпускники были конкурентоспособны на рынке труда? О том, как работодатели могут помочь учебному заведению, в интервью РИА Новости рассказала директор профессионального лицея № 13 города Раменское Московской области Надежда Калачанова.
- Надежда Борисовна, как, на ваш взгляд, должно быть организовано сотрудничество образовательных учреждений, где готовят рабочих, с предприятиями, которые в этих рабочих нуждаются?
- Идеальная модель сотрудничества выглядит так. Есть четкое разделение обязанностей: профессиональный лицей отвечает за теоретическую подготовку – общеобразовательную и профессиональную, а предприятия-партнеры – за приобретение учащимися практических навыков.
Казалось бы, так обычно и бывает, но предприятия в большинстве случаев ограничиваются проведением производственной практики. Мы же считаем, что сотрудники предприятий – инженеры, технологи, высококвалифицированные рабочие – должны периодически приходить в аудитории и проводить занятия вместе с мастерами лицея. В лаборатории или мастерской ученик получает начальные навыки работы, а совершенствует их уже на предприятии, но и в первом, и во втором случаях его наставником должен быть один и тот же человек.
Еще одно важное условие заключается в том, что, придя на предприятие, ребята должны «растворяться» в коллективе, а не работать скопом на одном участке, который тогда фактически становится учебным и к реальному производству имеет отдаленное отношение. Наша задача – сделать так, чтобы ученики почувствовали себя сотрудниками предприятия, даже при том, что за ними «присматривают» мастера. Их нужно заинтересовать настолько, чтобы они приходили подрабатывать в каникулы, просились на сложные участки, и главное - коллектив предприятия должен считать их своими.
- Приемлемы ли эти условия для предприятий? Ведь далеко не все компании готовы уделять так много внимания подготовке рабочих.
- Судя по нашему опыту, такой подход приемлем для высокотехнологичных компаний, внедряющих на своем производстве новые технологии. Им нужны рабочие, не просто владеющие общепринятыми навыками, например, в газоэлектросварке или хлебопечении, но и способные работать с современной техникой, в том числе применяемой на данном предприятии, чтобы их не нужно было переучивать. Естественно, руководители таких компаний сами приходят в лицеи и техникумы, предлагая оптимальные условия для сотрудничества.
- Не получится ли так, что, сотрудничая с такими компаниями, профлицей будет готовить кадры исключительно для их нужд?
- А что в этом плохого? Сегодня в нашем профлицее организовано сотрудничество с разными компаниями по всем нашим специальностям. Но ближе всего к идеальной модели – сотрудничество с ОАО «РаменскоеХлеб», которое мы начали четыре года назад, набрав группу в 27 человек. В этом году группа выпускается – за исключением одной девочки, переехавшей в другой город, все отучились от начала до конца. Ни один человек не был отчислен, не сменил профиль, не перешел в другое учебное заведение, хотя некоторые девушки за это время успели не только выйти замуж, но даже родить детей.
Учебный процесс для этой группы организован так: два дня в неделю – теоретическое обучение в лицее, три дня в неделю – практическое обучение, в том числе один день в лицее и два дня на комбинате. Например, изучается тема «Замес теста»: первичные навыки ученики получают в нашей мастерской за шесть часов, а затем отрабатывают эти навыки на комбинате в течение 12 часов, причем в обоих случаях с ними занимаются одни и те же мастера.
Пока в таком режиме мы подготовили только одну группу пекарей. Она сейчас единственная на весь район, и у выпускников есть альтернативы при выборе места работы. Очевидно, комбинат, который вложил немало сил и средств в их обучение, заинтересован в том, чтобы они остались там работать, и в этом случае он должен суметь удержать нужных ему рабочих, предложив хорошую зарплату или иные стимулы. Во всяком случае, никаких обязательств идти работать именно туда у наших ребят нет. Хотя я убеждена, что для них это было бы лучшим началом профессиональной карьеры.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости