МОСКВА, 29 мар - РИА Новости, Сергей Феклюнин. Арбитражный суд Москвы в понедельник вернется к рассмотрению по существу иска ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) о признании недействительным предписания Госжелдорнадзора от 4 декабря 2009 года, которым ведомство потребовало приостановить эксплуатацию вагонов типа 6141-92, входивших в состав "Невского экспресса".
Суд 5 марта привлек к процессу в качестве третьего лица начальника пассажирского депо "Москва" Бойкова, на чье имя было выдано предписание. Ранее в качестве соответчика была привлечена Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), поскольку Госжелдорнадзор не является юридическим лицом.
Представитель РЖД дважды заявлял ходатайства о рассмотрении дела в закрытом режиме, так как, якобы, будут озвучены сведения, составляющие коммерческую тайну РЖД. Судья Ирина Блинникова оба ходатайства отклонила.
Подрыв поезда
Скорый поезд номер 166 "Невский экспресс" сообщением Москва - Санкт-Петербург потерпел крушение вечером 27 ноября 2009 года. Согласно основной версии правоохранительных органов, причиной катастрофы стал теракт. Погибли 28 человек, были ранены более 90.
По одной из версий, большое количество пострадавших при крушении "Невского экспресса" объяснялось, в том числе, тем, что вагоны поезда имели конструктивные недостатки, в частности, крепление сидений к полу было недостаточно прочным.
Суть предписания
Ранее представитель РЖД зачитал в суде суть направленного его доверителю документа.
"Отставить от эксплуатации для скоростного движения вагонов модели 6141-92 до выяснения причин и принятия мер по усилению креплений пассажирских кресел и решения вопросов по исключению падения багажа с багажных полок, а также проведения соответствующих испытаний после принятия мер на соответствие их требованиям безопасности движения", - говорится в предписании Госжелдорнадзора.
Суд признал законным первое предписание
Предписание от 4 декабря было направлено на имя начальника пассажирского вагонного депо "Москва" Бойкова. По словам представителя Ространснадзора, это предписание появилось после того, как не было незамедлительно исполнено первое предписание Госжелдорнадзора от 1 декабря 2009 года на имя вице-президента РЖД Михаила Акулова, которое РЖД также оспаривали в суде. Акулов отвечает в компании за пассажирские перевозки.
Арбитражный суд Москвы 1 марта отклонил иск РЖД, признав выданное Акулову предписание Госжелдорнадзора законным. Заключительная стадия разбирательства проходила в закрытом режиме.
Предписание номер два
Представитель надзорного органа ранее рассказал в суде, что в момент выдачи второго предписания в движении находилось два поезда, сформированных из вагонов, которые могут представлять опасность. Один шел из Санкт-Петербурга, второй подавался под посадку пассажиров в Москве.
По словам представителя Ространснадзора, Бойков являлся последним должностным лицом, которое выпускает вагоны на линию. В предписании его должность указывается, как начальник пассажирского вагонного депо "Москва" и начальник ВЧД-1.
Представитель РЖД заявил в суде, что таких структурных подразделений в РЖД не существует, равно как не существует и Северо-Западной региональной пассажирской дирекции, куда эти подразделения якобы входят.
Суд попросил адвоката Ространснадзора уточнить к основному заседанию, кто такой Бойков и должностным лицом какой структуры он является.
Сертификат вызвал подозрения
Представитель Ространснадзора на заседании 5 февраля заявил также, что подлинность сертификата соответствия на вагоны, входившие в "Невский экспресс", вызвала сомнения, поскольку из документа следовало, что эти вагоны не прошли испытания в установленном порядке. По словам адвоката ответчика, испытан был купейный вагон с креслами, а не открытый вагон с креслами, как в "Невском экспрессе".
Арбитраж вправе решать
Суд отклонил ходатайство ответчика о прекращении производства по делу, так как оно, по словам представителя Госжелдорнадзора, неподсудно арбитражному суду.
Представитель надзорного ведомства заявил, что "Ространснадзор никогда не выдавал предписаний РЖД, предписание адресовано начальнику пассажирского вагонного депо "Москва" Бойкову". По его мнению, если Бойков считает, что его права нарушены, он должен обращаться в суд общей юрисдикции.
Адвокат ответчика также заявил, что спор отсутствует, так как "предписание было исполнено, вагоны были изъяты из обращения, о чем РЖД самостоятельно сообщило в СМИ".
Представитель РЖД в ответ заметил, что из предписания совершенно непонятно, "кому предписывается совершить эти действия" - ОАО "РЖД" или Бойкову, но, в любом случае, Бойков никак не мог бы исполнить предписание в качестве физического лица, документ к нему обращен как к лицу должностному. Поэтому дело, по мнению истца, правомерно рассматривается в арбитраже.
Сертифика на вагоны был аннулирован
Суд также отклонил ходатайство истца о привлечении в качестве третьих лиц ГУ "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" и Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ).
Адвокат РЖД мотивировал свою просьбу тем, что "вагоны были произведены ТВЗ, регистром были выданы соответствующие документы на эти вагоны, на основании этих документов мы использовали их для скоростного движения".
Представитель ответчика, возражая против ходатайства, сказал, что "данные лица ничего не смогут пояснить". По словам адвоката Ространснадзора, есть "заключение ГУ "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте", в котором говорится, что сертификат на вагоны был выдан незаконно".
"Регистром на основании проверки выписано постановление об аннулировании сертификата соответствия. Регистр посчитал, что он был выдан незаконно", - заявил представитель Ространснадзора.
РЖД: вагоны сертифицированы
РЖД сообщало ранее, что после 27 ноября компания совместно с Тверским вагоностроительным заводом провела ревизию всех узлов крепления, в том числе сидений и багажных полок, и не нашла никаких нарушений.
"Пассажирские вагоны модели 6141-92 соответствуют установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан. В них соблюдены все нормы безопасности, предписанные действующим законодательством, что подтверждено сертификатом соответствия, выданным государственным учреждением "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте", - говорится в сообщении РЖД.
Вагоны заменили ради спокойствия
Генпрокуратура РФ сразу после подрыва поезда заявила, что в связи с крушением "Невского экспресса" проведет проверку соблюдения законодательства при выдаче сертификатов соответствия на пассажирские вагоны, используемые в скоростных поездах.
На ТВЗ ранее заявили, что кресла до установки прошли двухступенчатые испытания на прочность, а на вагоны был получен сертификат соответствия, разрешающий эксплуатировать их на путях общего пользования.
РЖД сообщило, что с 5 декабря "в составе поезда "Невский экспресс" вместо вагонов для сидения будут курсировать вагоны купейного типа сидячей модификации".
Вместе с тем, РЖД уточняло, что замена вагонов в поезде "Невский экспресс" связана с желанием компании "обеспечить моральное спокойствие пассажиров".