Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем", для "РИА Новости".
Смешанная эстафета, проходившая в рамках этапа Кубка мира в Ханты-Мансийске, завершила биатлонный сезон. Сезон сложный, для российской сборной неоднозначный, подлежащий – применительно уже к Сочи-2014 – детальному анализу.
В Сочи, попутно стоит заметить, смешанная эстафета может стать дополнительным видом в олимпийских состязаниях биатлонистов. В Ханты-Мансийске ее выиграла немецкая команда, опередив Норвегию, Швецию и занявшую четвертое место российскую сборную, в составе которой выступали Яна Романова, Ольга Зайцева, Максим Чудов и Иван Черезов.
На расстановку сил в борьбе за "Хрустальные глобусы" эстафета никакого влияния не оказывала. "Глобусами", причитающимися лидерам биатлонного сезона, украсили свои жилища немка Магдалена Нойнер и норвежец Эмиль Хегле Свенсен, в шутку посетовавший в Ханты-Мансийске, что в Тронхейм ему придется лететь с чемоданом, заметно потяжелевшим от упакованных в него наград.
В год Олимпиады вновь не обходится без споров: какой турнир важнее и престижнее – Кубок мира или олимпийский? Спор, приходится признать, бессмысленный, его непримиримые участники пытаются отстаиванием своих своей позиции ("конечно, Кубок мира" или "никаких сомнений – Олимпиада!") в той или иной степени оправдать неудачу в одном из соревнований. Истину же можно узреть, взглянув на показатели Магдалены Нойнер. Немецкая спортсменка выиграла не только большой "Хрустальный глобус", но и две золотые олимпийские медали. "И то, и другое для меня – равноценно", - с выдающейся биатлонисткой остается только соглашаться, поскольку ей удалось совместить, казалось бы, несовместимое: взобраться на пик формы в коротком по времени олимпийском состязании, и продемонстрировать стабильность на протяжении четырехмесячного розыгрыша Кубка мира.
Никто из российских биатлонистов похвастаться подобными достижениями (или, хотя бы, приближенными к ним) не может. В последнее время в сборной России созданы все необходимые условия для того, чтобы у спортсменов и тренеров не болела голова по поводу проблем, связанных с организацией тренировочного и соревновательного процесса. В Канаде наша биатлонная команда проживала в специально арендованных домиках, в состав делегации входил многочисленный обслуживающий персонал, в частности, повар. Премиями после Игр порадовали не только спортсменов и тренеров сборной, но и первых, и личных наставников чемпионов и призеров. Система после прихода в биатлон Михаила Прохорова и Сергея Кущенко заработала, как швейцарские часы, и исполнителям только и оставалось – полностью сосредоточиться на биатлоне. Сделать это, похоже, в полной мере не удалось. Во всяком случае, о стопроцентном профессиональном отношении к делу всех без исключения сборников говорить, к сожалению, не приходится. Как не приходится говорить о точности при разработке тренировочных программ в ходе сезона, прежде всего, в преддверии Олимпиады.
Не раз и не два уже говорилось о том, что после этапа Кубка мира в Антерсельве тренеры не угадали с подготовкой в горах, установив несколько странный график тренировочного режима: пять дней работали в одном месте, следующие пять дней – в другом, а потом отправились в Москву. В самой Антерсельве одним биатлонистам пришлось проживать наверху, другим – внизу. Тренировочная система с определенными принципами, незыблемость которых очевидна для специалистов различных видов спорта (биатлон – не исключение), складывается десятилетиями. Догм в данном виде деятельности не существует, но есть заданное направление, в рамках которого и возникают какие-то новые подходы. Наработками отечественных специалистов, в том числе и специалистов биатлона, в полной мере пользуются их зарубежные коллеги, развивая некогда придуманное. Но не отказываясь при этом от заложенных в направление принципов. Отход от принципов означает не только проявление беспринципности, но спорте является отказом и от основных методов ведения тренировочного процесса.
Именно это обстоятельство, судя по всему, стало одной из причин (наряду с невысоким уровнем профессионализма ряда спортсменов) не самого удачного выступления сборной России по биатлону в сезоне. Роль тренеров – огромна. В биатлонной российской команде основная ответственность за тренировочный процесс возложена на старших тренеров мужской и женской сборных. Их действия всегда мог поправить главный тренер всей команды – Владимир Барнашов, но все дело в том, что он трудится с командой, лишь начиная с этого сезона, а женщин и мужчин готовят специалисты, работающие с ними по несколько лет. Барнашову, разумеется, не с руки было не доверять опытным коллегам, с подготовкой, похоже, промахнувшимся.
В первых шести олимпийских гонках российские биатлонисты обошлись без медалей. Означало это лишь одно: с выходом на оптимальное состояние не угадали. Потом все наладилось, но к тому времени Олимпиада завершилась.
Но даже при таком раскладе сборная России по биатлону принесла в общекомандную копилку четыре награды: две золотые, одну серебряную и одну бронзовую – без этих медалей Россия вообще могла оказаться в конце второго десятка в таблице, расставившей по местам участников Олимпийских игр.
В биатлоне сейчас верховодят четыре страны – Норвегия, Германия, Россия и Франция. Именно в таком порядке они разместились в олимпийской таблице. В десяти гонках в Ванкувере разыгрывались 30 медалей. Две трети из них на счету команд из вышеперечисленных стран. У Норвегии 3 "золота", 2 "серебра", у Германии – 2, 1 и 2 "бронзы", у России – 2, 1 и 1, у Франции – 1, 2 и 3.
Вряд ли до Сочи состав ББЧ ("большой биатлонной четверки") изменится. В эту группу может вклиниться Словакия (на Олимпиаде у нее – по одной медали каждого достоинства), но вряд ли ей удастся потеснить Норвегию, Германию и Россию.
Исполнительный директор Союза биатлонистов России Сергей Кущенко справедливо называет выступление в сезоне "в целом достойным" и считает что, мы "не провалились на Олимпиаде и неплохо выступили на этапах Кубка мира". Но вопрос в том, как справится Россия с задачей обойти в Сочи основных соперников. В составе российской биатлонной сборной (особенно в женской ее части) произойдут несомненные изменения. Николай Круглов и Ольга Медведцева уже заявили о завершении карьеры и намерении уступить дорогу молодым. Дело – за молодыми, за их отношением к делу, за квалификацией тренеров и их умением подготовить спортсменов в нужное время к главным стартам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции