Рейтинг@Mail.ru
Дети морской империи - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дети морской империи

© Flickr / WonderlaneДети морской империи
Дети морской империи
Читать ria.ru в
Дзен
«Олимпик» - один из трех трансатлантических лайнеров-великанов (его братья – «Титаник» и «Гигантик»), спущенных на воду британской компанией «Уайт Стар». Судьбы всех трех лайнеров оказались крайне необычными.

Константин Богданов, для РИА новости.

«Кровь англичан пьёт океан веками – и всё не сыт. Если жизнью нужно платить за власть – Господи, счёт покрыт!». Интересно, вспоминал ли кто-нибудь эти строки Редьярда Киплинга, когда 75 лет назад, 27 марта 1935 года трансатлантический лайнер «Олимпик»  вышел из британского Саутгемптона в свой последний рейс? «Олимпик» - один из трех трансатлантических лайнеров-великанов (его братья – «Титаник» и «Гигантик»), спущенных на воду британской компанией «Уайт Стар». Судьбы всех трех лайнеров оказались крайне необычными.

Рубеж XIX и XX веков. На трансатлантических пассажирских трассах становится тесно. «Голубая лента Атлантики», престижнейший приз за самое быстрое пересечение океана, переходит из рук в руки. Но если шестьдесят лет его делили между собой британские пароходства, то в 1897 году этот междусобойчик весомо, грубо и зримо разрушил лайнер компании «Северогерманский Ллойд» с грохочущим именем «Кайзер Вильгельм дер Гроссе». В течение пяти лет германские трансатлантики ещё дважды покорят эту вершину. Ведущим британским судоходным компаниям – «Кунарду» и «Уайт Стару» – нужно было что-то предпринимать в ответ.

«Кунард» поднапрягся и всё-таки выиграл гонку: в 1909 году его лайнер «Мавритания» застолбил за собой «Голубую ленту» без малого на 20 лет вперёд. А вот Брюс Исмей, директор «Уайт Стара», выбрал другой путь. Он не стал драться с «Северогерманским Ллойдом» и «Кунардом».

Он решил строить не самые быстрые трансатлантики, а самые большие и фешенебельные. Так появились на свет три брата-великана водоизмещением свыше 50 тысяч тонн: «Олимпик», «Титаник» и «Гигантик».

Старшему «Олимпику», спущенному на воду осенью 1910 года, всю жизнь везло на приключения. В июне 1911 года в акватории Нью-Йоркского порта он серьёзно помял  буксир. В сентябре того же года наш герой подходил к Саутгемптону, возвращаясь из Америки, и впечатался в британский крейсер «Хоук», спешивший на рейд Спитхеда. После долгих разбирательств в запутанных обстоятельствах дела, компанию «Уайт Стар» признали виновницей и заставили выплатить компенсацию. «Олимпиком» в том рейсе командовал Эдвард Джон Смит, который в апреле 1912 года выведет в Атлантику «Титаник». На борту «Олимпика» в составе обслуживающего персонала числилась некая 23-летняя ирландка, стюардесса Виолетта Джессоп.

В основу рекламной кампании новых суперлайнеров были положены два тезиса: роскошь и безопасность. Самые большие в истории и пышно отделанные корабельные залы, вмещавшие по полтысячи человек, совмещались с новейшими достижениями в области живучести. Во всяком случае, так утверждала пресса, приклеившая к судам ярлык «непотопляемые». Кому было интересно, что штатная вместимость всех шлюпок лайнеров не превышала 1200 человек, притом что в рейс они иной раз брали более 2000?

Судьба среднего брата «Олимпика» – «Титаника» – известна достаточно хорошо, чтобы лишний раз о ней не распространяться. Вот разве что... в числе пассажиров, поднятых из шлюпки номер 16 на борт лайнера «Карпатия» тёмной ночью 15 апреля 1912 года, находилась молодая стюардесса с «Титаника», некая Виолетта Джессоп...

К началу Первой мировой войны младший из великанов, «Гигантик», патриотично переименованный в «Британник», всё ещё находился в достройке. Его реквизировали для нужд военного флота, переоборудовали в госпитальное судно и отправили в Средиземное море с задачей вывозить раненых британских солдат в метрополию. В шестом своём рейсе, 23 ноября 1916 года, лавируя между греческими островами, «Британник» подорвался на мине, выставленной германской подводной лодкой.

«Титаник» тонул два с половиной часа. Его младшему брату хватило 55 минут, чтобы стать самым крупным кораблём, погибшим во время Первой Мировой войны. Две шлюпки «Британника» затащило под вращающийся винт тонущего гиганта и разнесло в щепки. Вы будете смеяться, но с одной из шлюпок чудом спаслась... да-да, вы уже поняли: некая Виолетта Джессоп, в связи с военным временем пребывавшая в статусе медицинской сестры. Спаслась, чтобы прожить долгую спокойную жизнь и скончаться от сердечного приступа в 83 года.

А «Олимпику» на той войне везло. Он переквалифицировался из пассажирского лайнера в военный транспорт. Уже в октябре 1914 он попробовал вытащить своей мощной машиной на буксире линкор «Одейшес», подорвавшийся на германских минах. Но оборвавшийся трос и начинающийся шторм покончили с раненым дредноутом.

12 мая 1918 года, выйдя всё из того же хорошо знакомого Саутгемптона, «Олимпик» встретил немецкую подводную лодку U-103. Капитан погнался за противником. Как мы помним, «Голубая лента Атлантики» нашему герою не досталась, но и имеющейся скорости вполне хватило. «Олимпик» догнал и протаранил не успевшую погрузится лодку. По сию пору это единственный случай в практике морской войны, когда пассажирское по своему происхождению судно тараном отправило на дно подводную лодку.

В марте 1924 году, уже «демобилизовавшись» и вернувшись на линию «Саутгемптон – Нью-Йорк», «Олимпик» опять взялся за старое, по касательной пропахав борт американского лайнера «Форт Сент-Джордж» и сломав тому мачту.

Несмотря на все эти систематические безобразия, «Олимпик» любили все. В 1929 году его капитан получил назначение на другой лайнер, «Маджестик». «Я ухожу командовать самым большим трансатлантиком», сказал он своему преемнику, «но вам оставляю самый лучший».

Последними жертвами старшего брата-великана стали семь человек. 15 мая 1934 года «Олимпик», на полном ходу двигаясь в плотном тумане у побережья Канады в районе Нантакета, наскочил на плавучий маяк LV-117 и развалил его на две части. Весь экипаж маяка погиб.

«Олимпик» рано потерял обоих братьев, прожил долгую светскую жизнь, а весной 1935 года, вернувшись из своего 257-го и последнего рейса через Атлантику, тихо встал на прикол в Саутгемптоне, дожидаясь разделки на металл. Рядом с ним ждала той же участи кунардовская рекордсменка «Мавритания». Дети великой морской империи, над которой когда-то не заходило солнце, с подлинно аристократическом достоинством удалились на покой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала