То, о чем так много говорилось в кинематографическом сообществе на протяжении почти года, свершилось: кубышка бюджетных денег под названием «Фонд поддержки отечественной кинематографии в 2,8 миллиарда рублей», наконец, назвала восемь избранных кинокомпаний. Все они возведены в сан лидеров индустрии. Имена их известны. Но не в них дело. Дело в схеме финансирования индустрии.
Всем восьми «сестрам» достанется по 250 миллионов рублей. Родственники и знакомые Кролика выстроятся в очередь к обладателям заветных кругленьких сумм с надеждой, что «лидеры» не все деньги смогут оприходовать своими силами и с барского плеча им что-нибудь достанется.
Будет еще очередь за бонусами, состоящая из тех, кто снял фильмы, привлекшие в залы кинотеатров более миллиона зрителей. Им положено 300 миллионов рублей. На оставшиеся 500 миллионов смогут претендовать проекты социально значимые.
Для тех же, кто собирается снимать документальное, анимационное, научно-популярное, экспериментальное кино, и тех, кто отважится дебютировать, государство не поскупилось на сумму 200 миллионов. Сюда же, впрочем, входят расходы на кинообразование, на проведение кинофестивалей, форумов, на развитие технологической базы индустрии и, видимо, на строительство современных мультиплексов. Но это уже – не забота Фонда; это забота Министерства культуры. Легко догадаться, что и здесь тоже выстроятся свои очереди.
Не станем даже задумываться об уровне достаточности средств, выделенных на решение глобальных задач, главная из которых – чтобы отрасль встала бы с колен. Прикинем для начала, как будет работать схема ее решения.
***
Ну, на бумаге, как всегда, - гладко. На практике – тоже гладко, если смотреть на нее с птичьего полета: все поделено, расписано, предписано. «Картинка» - как из иллюминатора самолета: четко очерченные линии лесов, круглые стеклышки водоемов, ровные полоски дорог и т.д. Все так понятно: куда ведет вон та дорога, куда ведет – вот эта, где начинаются горы, где они кончаются…
Спускаешься с небес на землю и ничего не понимаешь. Сверху-то овраги, колдобины, болота, пропасти и тупики не были видны.
А тут…
В этой системе такое количество дырок и возможностей для манипуляций, махинаций, подтасовок и пускания пыли в глаза, что былое мздоимство покажется не таким уж и беспредельным…
Ну, к примеру: что такое «социально значимый фильм»? Подверстываются ли под это определение «Стиляги»? А «Сумасшедшая помощь» с этой точки зрения, чем слабже?..
Понятно, что кубышкоблюстителям из Фонда эту самую «значимость» придется взвешивать на глазок в согласии с внутри- и внешнеполитической конъюнктурой.
Далее: в мире принято деление кинопродукции на авторскую и жанровую. Но вот режиссер Федор Бондарчук задумал блокбастер «Сталинград» как жанровое кино с резко выраженным индивидуальным видением войны. Скажем, как у Тарковского в «Ивановом детстве».
Предположим, что Бондарчук еще не причислен к лику святых и непогрешимых кинематографистов. В какую дверь он может толкнуться со своей идеей?
В кабинете Минкульта ему скажут, что жанровое кино – не по их части. А чиновник из Фонда сможет отказать просителю на том основании, что его проект недостаточно жанровый, слишком личностный и потому не кассовый.
Конечно, в этой ситуации при желании на уровне синопсиса можно будет легко обмануть того, кого удастся заинтересовать обманом. То бишь, откатом.
Все эти теоретические дефиниции («мейнстрим», «артхаус», «социально-значимый проект», «национально-патриотическое кино», «религиозно-православная ориентация» и т.д.) образуют такой темный лес, в котором с одной стороны можно легко заблудиться, а с другой…
С другой стороны тертым калачам легко будет… договориться на определенных условиях.
Потому разговоры о том, что новый порядок распределения казенных средств подкосит на корню коррупцию в киноотрасли, в пользу бедных.
Реформа, на мой взгляд, поспособствует перераспределению теневых денег. Коррупционная интрига поначалу, скорее всего, спустится на несколько ступенек ниже, раздробится, разобьется на энное количество мелких ручейков, а затем снова сольется в единый поток, и все снова кончится тотальным мздоимством.
Или: идея субсидировать «стратегически важные для государства фильмы»… Так это еще одна «крыша» для распила бюджетных денег. Она вызовет к жизни класс идеологических конъюнктурщиков, из которого сформируется когорта штатных генералов от кинематографа. Рядом будет пастись штат адъютантов, денщиков, шестерок… Как это и было при советской власти.
Специалисты подсказывают: в чем едва ли не самая серьезная опасность вводимой в действие реформы. Она приведет к сокращению количества отечественных картин. И как только освободится свято место в прокатной сети, так оно тут же будет оккупировано новыми голливудскими лентами, что неизбежно приведет к падению кинопроизводства.
О каких частных инвестициях можно будет говорить, когда риски конкуренции с голливудской продукцией зашкалят за все разумные пределы?..
Что еще вызывает недоумение у многих кинематографистов, так это состав Попечительского Совета, который и будет решать: кому, сколько дать, кого назначить в лидеры, какую компанию оставить за бортом государственной поддержки. В нем из восьми членов пять чистых высокопоставленных чиновников, крупный бизнесмен и крупный кинематографист, при котором ректор ВГИКа.
Вопрос по Михалкову. Как смог оказаться среди судей тот, кто является активным игроком на отечественном кинорынке – владельцем кинокомпании «ТриТэ», претендовавшей на четверть миллиарда рублей и получившей ее. Это выглядит так же странно, как, если бы один из игроков футбольной команды во время матча, еще бы и выполнял обязанности рефери.
Говорят, правда, что Михалков еще и председатель Союза Кинематографистов и, что он – человек со связями, но ведь это обстоятельство не отменяет его собственного корпоративного интереса.
Если правда, что Михалков председатель СК РФ, то в его прямую обязанность входило организовать широкое обсуждение самой реформы, что не было им сделано.
Теперь реформе дан старт, и кинематографическую общественность уговаривают не шуметь, не волноваться, а подождать два три года, когда взойдут первые брошенные зерна.
А чего ждать? Все и так уже не раз «всходило». Кино когда-то реформировалось по принципу «Лучше меньше, да лучше». Сразу после войны, при Сталине. Индустрия быстро захирела. На поправку она пошла, когда было интенсифицировано производство картин в количественном отношении.
…После Ванкувера президент Медведев посетовал на то, что в центре государственной поддержки оказались не спортсмены, а федерации (он их назвал «жирными котами»).
Смею предположить, что таковыми станут и осчастливленные государством кинокомпании, и что нас ждет кинематографический Ванкувер.
***
Кубышкоблюститель господин Толстиков на днях дебютировал на ТВ "В главной роли". И все стало на свои места. Поначалу он выказал некоторую осведомленность в проблемах киноотрасли, а затем высказал, наверное, нечаянно, заветное и глубоко потаенное.
На вопрос ведущего программы, как он относится к слухам, что талантливый молодой режиссер Алексей Попогребский собрался в связи с реформой найти применение своим способностям на Западе и снимать картины на западные деньги, ответил в том духе, что, мол, скатертью дорога, баба с возу - кобыле легче.
Нет, он сказал мягче. Он сказал, что в отъезде этого режиссера есть свой плюс. Он сказал: "На место Леши Попогребского придет какой-нибудь Саша Петров". Похоже, что для него все кинематографисты – какие-нибудь. Кроме разве Никиты Михалкова – человека со связями.
Он сказал, что как бы дело с реформой не повернулось, все равно наши люди будут смотреть наше кино.
Этим он, кубышкоблюститель, все сказал и о себе и о реформе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции