Правовая незащищенность авторских прав в России породила такое явление, как незаконное использование чужой интеллектуальной собственности. С одним из проявлений этой проблемы – присвоением студентами чужих работ – все чаще сталкиваются российские вузы. О том, чем грозит написание работ методом «copy-past» и как с ним бороться, в интервью РИА Новости говорит ректор Московского института экономики, менеджмента и права (МИЭМП) Юрий Руденко.
- Юрий Семенович, насколько в студенческой практике распространен плагиат?
- Сегодня, благодаря Интернету, использование готовых письменных работ как своих становится массовым «заболеванием» студентов. Причем речь идет не только об эссе или рефератах, но и о выпускных квалификационных работах – результате всего обучения в вузе. Возможность скачать все, что необходимо, отучает ребят мыслить самостоятельно, формирует паразитический способ существования. И, кроме того, заставляет сомневаться и в полученных ими знаниях.
- Каковы традиционные методы борьбы с плагиатом?
- Обнаружение плагиата всегда зависело, в первую очередь, от профессионализма преподавателя и возможности в личной беседе, а не только по письменной работе, оценить знания студента. Однако если преподаватель недостаточно требователен, плагиат остается незамеченным.
Если мы всерьез хотим повысить качество образования, ситуацию необходимо в корне менять. Для решения этого вопроса хорошим элементом вузовской системы качества могут стать автоматизированные системы по борьбе с плагиатом, например, запущенная в 2005 году система «Антиплагиат.ВУЗ».
- Как она работает?
- Эта программа обрабатывает письменные работы студентов, поступающие на проверку к преподавателю. Проверить работу на плагиат можно непосредственно на сайте или в специальной программе при подключении необходимого пакета услуг.
После загрузки в систему текста работы и сравнения его с имеющимися в хранилище источников текстами, программа формирует данные о процентном содержании плагиата в работе и список ссылок на первоисточники. Любая работа, прошедшая проверку, автоматически заносится в хранилище, обеспечивая таким образом его постоянное обновление.
Если объем «своего» текста достаточно высок, работа признается успешно выполненной. Однако совпадения будут присутствовать всегда, ведь есть определенные термины, словосочетания, без которых не обойтись: например, при анализе законодательной базы по исследуемой теме. Да и в любых других случаях. Поэтому, с учетом специфики изучаемых дисциплин, на каждой кафедре может быть установлено свое максимальное значение доли заимствованного текста.
- По каким причинам было решено подключить пакет «Антиплагиат.ВУЗ» в МИЭМП?
- Главным мотивом, конечно, стала борьба за качество образования. Благодаря системе затрачивается меньше усилий на «воспитание»: за низкую долю собственного текста оценка понижается вплоть до неудовлетворительной, а информация об обнаружении плагиата заносится в личное дело студента и может негативно сказаться на его дальнейшем обучении.
А еще – в целях экономии бюджета. Расчет оплаты учебной нагрузки преподавателей ведется исходя из нормативов времени, установленных по каждому виду работ, а благодаря автоматизации проверки письменных текстов удалось сэкономить и время преподавателя, и деньги вуза.
- Как это отразилось на подготовке студентов?
- Мы увидели реальный рост уровня подготовки. Система, хоть и принудительно, но все-таки дисциплинирует и студентов, и преподавателей. Она заставляет осторожнее относиться к механической компиляции чужого текста, ставит перед необходимостью думать и трудиться самому. Студенческие работы стали отличаться более интересными подходами к исследуемой проблеме, появилось много оригинальных решений. Результаты видны и в отчетах системы: процент «своего» текста растет из года в год.
- Есть ли другие поводы для более широкого внедрения системы проверки студенческих работ?
- Проблема плагиата напрямую связана со слабой законодательной базой по защите авторских прав в нашей стране. Пока существует возможность легко и безнаказанно подписываться под чужой работой, уважения к интеллектуальной собственности в России не добиться. И использование в вузах подобных систем необходимо, но, подчеркну, только в рамках общей системы контроля качества образования, а также при условии сохранения принципиальности педагогического сообщества.
Материал подготовила Мария Грачева (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости