Рейтинг@Mail.ru
Суд как закрепитель союза России и Белоруссии - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Суд как закрепитель союза России и Белоруссии

Читать ria.ru в
Белоруссия подает в суд на Россию. Казалось бы, это звучит дико. Однако на самом деле именно таким образом взаимоотношения двух братских славянских государств могут быть, наконец, переведены из разряда «квартирной склоки» в сферу цивилизованных международных отношений.

Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.

Белоруссия подает в суд на Россию. Казалось бы, это звучит дико. Однако на самом деле именно таким образом взаимоотношения двух братских славянских государств могут быть, наконец, переведены из разряда «квартирной склоки» в сферу цивилизованных международных отношений.

Причиной судебного разбирательства стал очередной торгово-энергетический спор. Москва ввела с 1 января этого года экспортные пошлины на поставки в Белоруссию продуктов нефтепереработки и нефтехимического сырья. Минск с этим решительно не согласен и считает, что такое решение противоречит межгосударственным соглашениям 1992 и 1995 годов, предусматривающим режим свободной торговли. Поставить точку в этом деле должен будет Экономический Суд Содружества Независимых Государств, который, кстати, расположен на территории государства-истца – в Минске.

В этой истории есть две стороны и два аспекта. В юридических и экономических хитросплетениях предстоит разбираться судьям. В конце концов, им полезно будет хоть чем-то заняться. Хотя сам этот орган существует с 1992 года, автору этих строк не удалось обнаружить никакой информации о рассмотренных им делах или проведенных процессах.

В разделе «Новости Экономического Суда СНГ» на его сайте значатся только визиты в различные бывшие союзные республики и участие в заседаниях многочисленных межгосударственных образований Содружества. Иск Белоруссии можно считать полезным прецедентом, который вдохнет жизнь  и оправдает существование этой  структуры в рамках СНГ.

Но нельзя забывать и о политической стороне конфликта. Хотя иск носит сугубо правовой характер, а его инициатором стало Министерство юстиции, нельзя забывать, что в Белоруссии за любыми действиями любых ведомств и органов власти стоит один человек – президент республики Александр Лукашенко. И на первый взгляд, обращение в суд СНГ выглядит как еще один недружественный жест минского руководителя по отношению к Москве.

Жестов таких накопилось за последнее время немало. Еще в мае прошлого года, после окончания так называемой «молочной войны», Лукашенко обрушился с упреками на правительство России. «Президенты принимают решения, а правительство России проваливает – говорил он. – Все, о чем мы договариваемся на самом высоком уровне, блокируется, не исполняется». За что потом получил отповедь от президента Дмитрия Медведева.

Были и другие демарши. Последний случился совсем недавно, на прошлой неделе, когда Лукашенко накануне визита в его республику премьер-министра России Владимира Путина демонстративно улетел с визитом в Венесуэлу. А там заключил соглашение о закупках нефти.

Сам глава Белоруссии называет подобные  зигзаги своей политики «диверсификацией экспорта и отношений». Это было бы вполне резонно, но таким образом Союзное государство России и Белоруссии превращается в призрачно-бумажное сооружение, у которого есть только бюрократическая верхушка, но отсутствует основание. Строго говоря, сам Лукашенко вспоминает о наличии союзного государства лишь тогда, когда  ему это выгодно – например, когда не хочет платить пошлины или, наоборот, желает получать газ подешевле. А затем начинает «диверсифицировать». Готов даже сближаться со странами Запада, в официальных политических кругах которых его называют «последним диктатором Европы».

Тот факт, что Лукашенко готов не обижаться на такие прозвища – его личное дело и внутреннее дело Белоруссии.
Но вот «провалы в памяти», касающиеся российско-белорусских отношений, недопустимы в партнерских связях, особенно если страны-партнеры декларируют стремление к объединению.

Именно поэтому,  как это ни парадоксально, иск Минюста Белоруссии в Экономический суд СНГ может носить отрезвляющий и даже общеукрепляющий характер для союза двух наших государств. Такова нормальная цивилизованная практика. Она вполне допустима даже в рамках таких, вовсе не виртуальных межгосударственных конгломератов, как Европейский Союз. Ведь такой союз – это не поглощение и не слияние до степени неразличимости. Отдельные члены таких образований сохраняют свой суверенитет, и между ними вполне могут возникать противоречия и торгово-экономические конфликты.

Вот только разрешать конфликты лучше не «по понятиям» в ходе кулуарных переговоров, а в специальных судебных инстанциях. Как и поступили власти Белоруссии впервые за долгие годы неопределенно-союзнических отношений с Россией. И этот шаг может сделать эти отношения, если не лучше, то хотя бы  более определенными.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала