Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Когда польский премьер Дональд Туск приедет в апреле в Россию на траурные церемонии в Катыни, с ним, с пятидесятипроцентной долей вероятности, под Смоленск прибудут сразу два президента - нынешний Лех Качиньский и будущий, которого поляки должны избрать на октябрьских выборах 2010-го. К предстоящему воскресенью 28 марта уже должно быть известно имя претендента на Бельведерский дворец, резиденцию польских президентов в центре Варшавы, от правящей партии «Гражданская платформа». По большому счету, после этой даты можно будет даже не особо и ждать осени. Уже сейчас ясно, что тот, кого выдвинет «платформа», и въедет в Бельведер. Причем доля ошибки здесь составляет мизер.
Ситуация такова: Сикорский против Комаровского. Какую из этих двух громких польских фамилий будут печатать на бюллетенях для голосования в октябре - это самая животрепещущая политическая тема в Польше последних недель марта. После того как один из основателей партии, глава кабинета Дональд Туск, объявил, что ему хорошо и в премьерах (у премьера в Польше веса все-таки больше) и баллотироваться он не будет, вопрос встал о двух кандидатах. Один - это маршалок, или спикер, Сейма Бронислав Комаровский. Другой - министр иностранных дел Радослав «Радек» Сикорский. Который, соответственно, в министерском качестве будет в Катыни.
27-го марта в стране должно завершиться Интернет-голосование членов «Гражданской платформы» по обеим кандидатурам. Поляки это событие окрестили «польскими праймериз», хотя они мало похожи на американский оригинал. Судьбу будущего вождя должны определить примерно 45 тысяч членов «платформы».
Нынешний президент страны Лех Качиньский даже еще не объявил, будет ли он баллотироваться на второй срок или нет. Но это уже мало кого трогает. Братья-близнецы Качиньские (второй - Ярослав, бывший мэр Варшавы, потом премьер Польши, а теперь - председатель партии «Право и справедливость») слишком уж много наворотили в Польше и вокруг нее. Они умудрились поссорить ее и с востоком (Россией), и с западом (Германия), в них проявилось столько ядовитости, интриганства, заносчивости, мстительности и знаменитого польского гонора, что если даже кто из поляков и не поддержит Сикорского или Комаровского, то от Качиньских они готовы освободиться в любом случае. Так что у любого кандидата от «платформы» билет, можно сказать, уже в кармане. Но на этом вся простота прогнозирования заканчивается.
Если бы судьба претендента на «Бельведерский трон» определялась не партийцами, а простыми гражданами Rzeczpospolita Polska, то особых сомнений в том, кто победит, могло бы и не быть. 47-летний Радослав Сикорский, бывший министр обороны, а ныне министр иностранных дел хорош для поляков всем. Он молод, прагматичен, либерален, в меру националист, открыт новым идеям, имеет блестящее образование, хорошо знаком мировым политикам, имеет твердо хорошую мировую репутацию, готов прагматически дружить и с Западом, и с Востоком, выдержан. И готов нормализовать отношения с Россией, от спада в которых при Качиньских поляки гораздо больше потеряли, чем приобрели. Особенно экономически. В общем, со всех сторон Радек - подходящий глава государства.
Польша, надо напомнить, это парламентская республика, и хотя президент не имеет таких полномочий, как премьер, он вместе с парламентом несет ответственность за внешнюю политику и оборону, и при желании может очень сильно влиять и на то, и на другое. Как, кстати, показывает пример Леха Качиньского.
Но кандидата выбирают активисты и функционеры партии, а для них Радослав Сикорский не такая уж и бесспорная фигура. В партии не забыли, что он до 2007-го «служил» Качиньским и состоял в «Праве и справедливости». Спикер Бронислав Комаровский же, ему 57 лет, в «платформе» - с ее основания, и никуда «не отклонялся».
В Европе поляки всегда были известны своей особой, скрытой и/или явной, как бы это помягче выразиться, фобией в отношении евреев. И подозрительностью по отношению ко всем эпизодам биографии политиков, которые (эпизоды) могут искривлять их (политиков) представление о польском величии. У Сикорского такие имеются, и на них уже усиленно играет противный лагерь - Комаровского. Радек женат на американке, весьма известной журналистке Энн Эпплбаум, еврейке по происхождению. Для молодого поколения поляков это не сенсация и совсем не отрицательный факт: в Польше те, кому 20-30, уже не разделяют «настороженность» старших по отношению к евреям. Но для «убежденных партийцев» это повод сильно задуматься. Вдобавок проамериканизм поляков, с уходом Буша, который поддерживал все их антироссийские упражнения, заметно угас. Обаму считают сочувствующим России, а потому малополезным для Польши.
Далее, Радек со школьных лет симпатизировал «Солидарности», а в 18 лет покинул Польшу и попросил политического убежища в Британии, гражданином которой и был вплоть до 2006-го года. Он закончил Оксфорд (философия и политология) и несколько лет работал корреспондентом очень известных британских газет в Афганистане, Анголе и Югославии. Между прочим, в одно время с ним там учились Борис Джонсон, нынешний мэр Лондона, и Дэвид Камерон, лидер консервативной партии.
Поскольку в польской политической традиции внешний враг остается довольно заметным фактором, то это совсем не ставится Сикорскому в заслугу. Особенно убежденными партийцами. Принадлежность внешнего врага может быть какой угодно - с Востока, с Запада, с Севера. Здесь главное, что он «влияет».
Так что пока у Комаровского больше шансов. После недавних дебатов на телевидении между Сикорским и Комаровским считается, что Комаровский победил. Сразу после теле-схватки опросы среди «платформовцев» показали, что 60% поддерживают Бронислава и только 40% - Радослава.
Как показывает практика, при голосовании партийцев «в массе» все, конечно, еще может измениться. Так что тут уж придется подождать результатов, которые могут быть объявлены уже в воскресенье или в понедельник.
Для России, как это ни странно, обе кандидатуры вполне подходящи. При Качиньском наши отношения опустились так низко, что с его уходом они автоматически должны подняться. Падать уже некуда. И Сикорский, и Комаровский выступают за здоровый прагматизм, стабильность и нормальность в отношениях с Россией.
Глава МИД Польши, сразу после того как Владимир Путин пригласил Дональда Туска на катынские апрельские траурные церемонии, объявил, что это станет очередным шагом к российско-польскому примирению. Между прочим, именно он пару лет назад первым высказал идею о том, что Россия вполне могла бы присоединиться к НАТО.
Комаровский тоже большой реалист во взглядах на Россию. Он лично поправил текст заявления Качиньского к 70-й годовщине начала Второй мировой войны, где Россия обвинялась в геноциде, насилиях, грабежах и совместном с Германией развязывании мировой войны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции