Игорь Константинов, независимый публицист (Таллин), для РИА Новости.
В Эстонии два главных информационных тренда последних дней: решение президента Тоомаса-Хендрика Ильвеса ехать в Москву на торжества по случаю 65-летия Победы и тема русских школ, или, как их принято называть, школ национальных меньшинств.
Ситуация со школами нацменьшинств, в которых продолжает учиться около трети школьников Эстонии, продолжает беспокоить как эстоноязычных, так и русскоязычных жителей страны. К сожалению, эти школы давно превратились в объект постоянных нападок со стороны массмедиа. Основной претензией авторов многочисленных статей, а также заявлений ориентированных на борьбу за сохранение этничности политиков является якобы низкий уровень преподавания в школах нацменьшинств и их слабая интегрированность в эстонское общество.
Сегодня в Эстонии, согласно закону, обучение на языке меньшинства может вестись в основной ступени (1-9 класс). Однако на практике все чаще в качестве языка обучения хотя бы по некоторым предметам (музыка, искусство, граждановедение) уже на этом этапе используется государственный язык. Тому есть несколько причин, главная из которых – принятое на уровне государства полтора десятка лет назад решение о постепенном переводе в гимназической школьной ступени (10-12 класс) не менее 60% предметов на эстонский язык преподавания. Выпускные экзамены в гимназиях, являющиеся одновременно вступительными в вузы, проводятся пока еще на родном языке абитуриентов, однако, это можно считать явлением, уходящим в прошлое.
Сейчас большинство русских школ находится в непростой ситуации поиска кадров. В целом суть проблемы эстонской иноязычной школы (кроме русскоязычных, в стране есть одна еврейская школа, и это все) заключается в том, что в рядах ее учителей очень мало тех, кто в 10-12 классах способен полноценно преподавать свой предмет на государственном языке. Руководство этих школ приложило немало усилий, чтобы найти соответствующие профессиональные кадры, но похвастаться успехами не может.
Одновременно иноязычные родители все чаще стали отправлять своих детей в школы, где язык обучения исключительно эстонский – по крайней мере, это гарантирует их детям если не хорошее образование, то хорошее знание государственного языка. В целом в обществе стали считать, что образование на любом другом языке, кроме эстонского, не является конкурентоспособным.
То, что неэстонская молодежь год от года неуклонно повышает уровень владения государственным языком – неоспоримый факт. Но глава министерства образования и науки Тынис Лукас решил на этом не останавливаться. Он инициировал в конце 2009 года новую редакцию Закона о школе, вызвавшую бурную реакцию в обществе. В министерстве решили принудительно разделить основные школы (1-9 класс) и гимназии (10-12 класс). Волна протестов, в первую очередь, от руководителей школ и местных самоуправлений, вынудила Лукаса публично отказаться от жесткой директивы, но новая редакция закона сути не изменила. В самое ближайшее время законопроект должен пройти в парламенте заключительное чтение.
Очередные новшества в школьной системе республики ставят под сомнение сам факт существования иноязычных гимназий, поскольку требования, предъявляемые в новой редакции закона к администрации и учителям, для большинства из них невыполнимы. Сам министр не видит в этом проблемы, а ему вторят многие общественные деятели, открыто заявляющие об экономической нецелесообразности существования русских школ и их неизбежном исчезновении в ближайшей перспективе. Если добавить к этому постоянно поддерживаемую в массмедиа мысль о том, что русские школы сдерживают развитие Эстонии и процесс общественной интеграции, то становятся понятными те настроения, которые охватили большинство русских учителей страны: апатия, страх перед неопределенностью.
Многие из тех, кто проработал в сфере образования не один десяток лет, заслужил немало наград и похвал, постепенно выталкиваются из своей профессии по одной лишь причине недостаточного знания государственного языка. А языковые требования к учителям иноязычных школ предъявляются весьма серьезные. Все, кто не может их выполнить, получают предписания о служебном несоответствии и штрафы. Отсутствие удостоверения о владении эстонским языком лишает возможности любого карьерного роста. Ждать от таких «неудачников» большой отдачи не приходится. На смену им приходят выпускники педвуза, которых, в силу разных причин, прежде всего, экономических, обучают нескольким профессиям одновременно: так, согласно диплому, многие из них могут преподавать биологию и математику, английский и историю одновременно.
Одержавшая на муниципальных выборах в ряде регионов страны (в том числе и в Таллине) оглушительную победу Центристская партия немало голосов получила от русскоязычных жителей. Лидер партии Эдгар Сависаар, являющийся также мэром эстонской столицы, выступил с призывом провести конференцию русских школ Таллина. Кстати, в этом городе пока еще почти половина школьников учится в русских школах. Сависаар решил организовать серьезный разговор о судьбе иноязычного образования, дать русским учителя возможность высказать свое мнение.
Пока время и место проведения конференции не определены, поскольку предстоит большая работа по формированию тем и составу рабочих групп. Однако, по сути, предложение столичного мэра дает русским учителям последний шанс сохранить русские школы на достойном уровне. Отреагируют ли педагоги на инициативу мэра Таллина, станет известно в самое ближайшее время.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции