Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Двадцать лет назад, 24 марта 1990 года, Ислам Каримов стал президентом Узбекистана. Его избрали на сессии Верховного Совета тогда еще союзной республики. Строго говоря, произошло простое переименование высшей должности. Каримов уже был к тому моменту первым секретарем ЦК местной компартии, и он просто скопировал модель, только что использованную Михаилом Горбачевым в масштабах СССР.
Однако дальнейшая политическая судьба Каримова оказалась гораздо более успешной. Он до сих пор правит Узбекистаном, ставшим независимым государством осенью 1991 года. За эти годы он трижды выигрывал с внушительным счетом всенародные президентские выборы, дважды проводил референдумы, сначала чтобы продлить свой срок, а затем - увеличить его с пяти до семи лет.
И хотя в Конституции Узбекистана записано, что президент не может занимать свой пост больше двух сроков, Каримов, скорее всего, останется во главе республики столько времени, сколько сам захочет, и всегда сможет легитимизировать свою власть при помощи очередного референдума. Подавляющее большинство избирателей исправно и последовательно одобряют и поддерживают все инициативы своего главы государства.
Подобную систему власти можно назвать авторитарной. В ней нет ничего необычного для Средней Азии, да и для практически всех мусульманских государств. Западноевропейская или североамериканская модель демократии там приживается плохо. А совершенно свободные выборы, как это ни парадоксально, бывают просто опасны - к власти могут прийти радикальные исламисты, как это случилось в Алжире в 1991 году, после чего пришлось отменять результаты выборов и фактически совершать переворот, причем при полном одобрении со стороны Запада. Лидеры «свободного мира» иногда позволяют себе закрывать глаза на попранные идеалы демократии.
Радикальные исламисты есть и в Узбекистане, и Каримов все двадцать лет борется с ними самым жестким образом. Несколько раз случались обострения, доходило до взрывов и терактов, однако гражданской войны по таджикскому сценарию на территории своего государства президент Каримов не допустил, хотя опасность такая была. Дело в том, что границы Узбекистана были проложены в советское время искусственным образом, и, например, на территории бывшего Бухарского эмирата преобладающим населением являются таджики. На них не могли не влиять бурные события в соседней республике, где их соотечественники пять лет вели междоусобную войну. И то, что эта междоусобица не перекинулась на узбекскую территорию, можно поставить в заслугу Каримову.
Президент твердо контролирует обстановку, чем заслужил уважение международного сообщества. Внешнюю политику Каримова можно определить одним словом - лавирование. Он постоянно ищет баланс интересов между Россией, Китаем и Западом. Заметим, что Узбекистан, как и прочие среднеазиатские республики, никогда не стремился к отделению от СССР. Например, 17 марта 1991 года, когда проходил референдум о сохранении Союза, подавляющее большинство избирателей республики проголосовало «за». Но после знаменитых беловежских событий Советский Союз прекратил существование, деваться было некуда и Узбекистан был фактически выпихнут в независимость.
С тех пор Каримов и вынужден постоянно лавировать. Оставаясь в рамках СНГ, он то входил, то выходил из Договора о коллективной безопасности. Из-за военных конфликтов и взрывоопасной обстановки в пограничных Таджикистане и Афганистане Каримов искал поддержки более сильных покровителей, одновременно играя на противоречиях между ними.
Так, относительная независимость от Москвы достигалась за счет альянса с Вашингтоном. Каримов активно поддержал американскую операцию против Афганистана и даже предоставил США возможность открыть на территории республики военную базу. Правда, потом, опасаясь возможного вторжения талибов из Афганистана и экспорта исламской революции, он снова пошел на сближение с Москвой, и в июне 2001 года Узбекистан присоединился к «Шанхайской пятерке» (Китай, Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан), которая стала называться Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). А четыре года назад Узбекистан стал членом Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Но нет никакой гарантии, что Каримов не отыграет назад, если решит, что ему так выгоднее. Он прагматичный политик и руководствуется не ностальгией по разрушенному СССР, а национальными интересами своей республики. А также сохранением своей власти. С этой задачей президент Узбекистана успешно справляется все двадцать лет. И не видно никаких признаков того, чтобы Ислам Каримов вдруг ослабил хватку и отпустил рычаги управления.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции