ООН, 24 мар - РИА Новости, Дмитрий Горностаев. Россияне стали чаще захватывать домены, хотя общее число случаев киберсквотинга - неправомочного присвоения доменных имен в Интернете - за прошлый год в мире несколько сократилось, свидетельствуют данные статистики за 2009 год, обнародованные в среду Всемирной организацией интеллектуальной собственности ООН (ВОИС).
Борьба с захватом участков в Интернете
Термин киберсквотинг (от английского cybersquatting - незаконный захват в киберпространстве) означает приобретение доменных имен, созвучных названиям известных корпораций или фамилиям знаменитостей, с целью дальнейшей перепродажи - зачастую этим же самым корпорациям и известным людям - или для размещения рекламы. Несмотря на то, что законодательства многих стран предусматривают ответственность за такую деятельность, законные владельцы фирменных наименований или фамилий нередко предпочитают выкуп "захваченных" названий сайтов, нежели судебные тяжбы с киберсквоттерами.
ВОИС установила практику разрешения споров между владельцами торговых марок и теми, кто зарегистрировал на себя созвучные им доменные имена. В результате издержки, которые несут обе стороны в споре, оказываются существенно ниже тех, которые возникают в результате разбирательств в национальных судах.
В этом году в ВОИС поступило 2107 жалоб на сковтеров, что почти на 10% ниже прошлогоднего показателя - 2329. В пресс-релизе организации отмечается, что это свидетельствует об эффективности принятой в 1999 году в ООН Единой политики урегулирования споров в области доменных имен. С того момента Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству рассмотрел более 17 тысяч дел, которые касались в общей сложности 31 тысячи доменных имен.
Доля России в киберзахватах увеличилась
Жалобы на российских сквотеров в этом году участились, в итоге за прошлый год Россия поднялась на одну строчку - с 13-го на 12-е место - в списке пятнадцати лидеров по киберзахватам. За десять лет, с 1999 по 2009, против российских сквотеров была подана 251 заявка (в прошлом году этот показатель составлял 207). Таким образом, доля России в мировом объеме интернет-захватов составила 1,48%.
Безоговорочное первенство здесь за Соединенными Штатами - на них приходится 6536 дел или 38,5% от всех жалоб, поданных в арбитражный центр ВОИС. С огромным отставанием за США следует Великобритания, накопившая за 10 лет "всего" 1428 жалоб (8,4%). Замыкает тройку с 940 делами (5,5%) Китай.
Соседями России в этой таблице являются Германия (11 место - 262 жалобы за 10 лет) и Италия (13-е место - 244 жалобы). В топ-15 киберсквотинга вошли также Канада, Испания, Южная Корея, Франция, Австралия, Нидерланды, Индия, Швейцария и Панама.
США оказались и в лидерах по числу истцов за прошедшее десятилетие - 7209 (42%), затем с огромным отставанием идут Франция (1860 жалоб), Великобритания (1277), Германия (981) Швейцария (872). Российские обладатели брэндов и имен в число лидеров по защите своих интеллектуальных прав не попали.
Как отмечается в пресс-релизе ВОИС, почти 24% всех жалоб, поданных в 2009 году были урегулированы без вынесения решения экспертной комиссией. Что касается остальных споров, то в 87% случаев экспертное решение было вынесено в пользу истца, а в 13% случаев жалобы были отклонены - имена были оставлены в распоряжении фактических владельцев.
Сквотеры занялись футболом
В этом году, по данным ВОИС, киберсквоттеры пошли в атаку на футбольном поле - в связи с предстоящем в июне-июле Чемпионатом мира в ЮАР.
Самым громким делом стало рассмотрение коллективной жалобы пяти клубов английской премьер-лиги - "Фулхэм", "Ливерпуль", "Манчестер Юнайтед", "Тоттенхэм" и "Вест Хэм". Они подали иск к некоему лицу, занимавшемуся продажей билетов на футбольные матчи, в том числе и мирового первенства, через созданные им сайты с упоминанием названий этих клубов. Клубы посчитали, что таким образом происходит незаконное использование брэндов с целью получения прибыли. Решение в пользу истцов, как указывается в сообщении ВОИС, создало важный прецедент, заложивший основы для дальнейших коллективных обращений.
От "футбольных" киберсквоттеров пострадала даже организатор Чемпионата мира-2010 - ФИФА, которая обнаружила, что сайт fifaworldcup2010.com был уже кем-то зарегистрирован, вероятно, для последующей продажи или использования с целью получения денег от размещения рекламы. Лишь после вмешательства ВОИС ситуацию удалось урегулировать, и теперь, набрав этот интернет-адрес пользователь переходит на официальный сайт ФИФА.
Индивидуальные жалобы на сквотеров в ВОИС подавали также Федерация футбола ЮАР, итальянский футбольный клуб "Милан" и еще один гранд английской премьер-лиги "Манчетсер".
Спрос на лекарства, финансы, IT и еду
Чаще всего сковтеры обращают свой взор на имена компаний, продукция или услуги которых имеют наибольший спрос. Так, почти 10% самозахватов касались названий фирм в области биотехнлогий и фармацевтики, далее - по убыванию - следуют финансовые структуры и банки, сфера Интернета и высоких технологий, магазины розничной торговли, производители продуктов питания и рестораны, индустрия развлечений, мода, СМИ и издательское дело, гостиницы и турагентства, телекоммуникационный бизнес, электроника, автомобили, тяжелая промышленность и машиностроение, транспорт, спорт, страхование, производство и продажа предметов роскоши.
В 2009 году от сквотеров пострадало огромное число всемирно известных брэндов. В сфере авиаперевозок жалобы поступили от таких крупных компаний, как British Airways, американская Delta, немецкая Lufthansa, австралийская Quantas. В автопроме - Audi, BMW, Porsche. В сфере услуг по доставке - DHL, UPS и федеральная почта Германии. Среди СМИ - лидер американского телерынка CBS, всемирный музыкальный канал MTV, популярный во Франции Canal+. В образовании - Принстонский университет. В фармацевтике - Bayer, Pfizer, Eli Lilly, Hoffman-La Roche. В сфере высоких технологий и Интернета - Deutsche Telecom, eBay, Google, Intel, Microsoft, Oracle, Research in Motion's BlackBerry, Samsung, Siemens, SonyEricsson. В пищевой промышленности - Coca-Cola, Chivas Borthers, PepsiCo, Danone, Nestle. В индустрии моды - Burberry, Cartier, Chanel, Christian Dior, Faberge, Lacoste, Lancome, L'OREAL, Louis Vuitton, Ralph Lauren, The Gap, Tiffany.
Ударили киберзахваты и по сфере культуры и развлечений - иски против сковотеров в арбитраж ВОИС подавались от имени Пласидо Доминго, правообладателей имени Джима Моррисона, Британским музеем, кинокомпанией XX Century Fox и даже компанией, управляющей развлекательным комплексом на Ниагарском водопаде.
В сфере финансов на захваты жаловались один из лидеров среди британских банков HSBC, международная платежная система MasterCard, электронная биржа NASDAQ. В промышленности проблема киберсквотинга затронула таких гигантов, как Electrolux, General Electric и Komatsu. В гостиничном бизнесе - Sheraton International и Inter-Continental Hotels.
Последний, кстати, установил своеобразный рекорд - его жалоба о незаконном интернет-захвате касалась более, чем полутора тысяч доменных имен.