Рейтинг@Mail.ru
Головань: интернаты должны готовить выпускников к самостоятельности - РИА Новости, 23.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Головань: интернаты должны готовить выпускников к самостоятельности

© РИА Новости / Алексей Куденко | Перейти в медиабанкБывший Уполномоченный по правам ребенка при президенте России А.Головань во время интервью
Бывший Уполномоченный по правам ребенка при президенте России А.Головань во время интервью
Читать ria.ru в
Дзен
Почему дети-сироты плохо адаптированы к самостоятельной жизни и зависит ли от решения жилищного вопроса их судьба, в интервью РИА Новости рассказал эксперт по защите прав детей, исполнительный директор центра "Соучастие в судьбе" Алексей Головань.

На минувшей неделе президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству принять меры, которые должны остановить рост очередей выпускников детдомов на жилье. Почему дети-сироты плохо адаптированы к самостоятельной жизни и зависит ли от решения жилищного вопроса их судьба, в интервью РИА Новости рассказал эксперт по защите прав детей, исполнительный директор центра «Соучастие в судьбе» Алексей Головань.

- Алексей Иванович, известно ли, сколько выпускников интернатов и детских домов успешно адаптируются к жизни? Как складывается жизнь детей-сирот?

- Официальных данных нет. Судьбы выпускников интернатов и детдомов намеренно никто не отслеживает. Тем более что речь должна идти в этом случае и о ребятах, оставшихся без родителей, кто воспитывался под чьей-то опекой, в приемной семье или под патронатом – их число сопоставимо с числом тех, кто выходит из детдомов и интернатов.

Одно известно точно: те, кто воспитывался в семьях, даже замещающих, лучше подготовлены к самостоятельной жизни. У них, как правило, есть мотивация к учебе и труду в отличие от большинства тех, кто жил в интернате.

- Что надо менять в деятельности интернатов, чтобы из них выходили вполне самостоятельные люди, а не иждивенцы? Есть же западный опыт…

- На Западе сиротские учреждения имитируют домашний семейный принцип проживания, и они небольшие. Мы были прошлым летом в одном таком учреждении, неподалеку от Лондона. Оно рассчитано на восемь детей, но реально в нем жило шестеро. Задача такого приюта – подготовка детей к самостоятельной жизни. Им разрешено и обед приготовить, и комнату убрать – к санитарным нормам там, в отличие от того, как у нас, относятся со здравым смыслом.

Порядок жизни в наших интернатах и детдомах регулируется «Положением об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое было принято правительством РФ в 1995 году. В нем ничего не сказано о воспитании в детях самостоятельности. Главное, чем должно быть озабочено руководство, это чтобы дети не сбегали и были сыты. Подобный подход надо менять. Ведь если в документе будет указано, что ребят надо готовить к самостоятельной жизни и именно по этим показателям будет оцениваться эффективность работы учреждения, то результаты будут. Не надо просто относиться к детям-сиротам как к каким-то «ущербным». Это личности, причем сильные.

- Дети-сироты после выхода из интерната должны быть обеспечены квартирами. По данным Генпрокуратуры, в жилье сегодня нуждается 183 тысячи детей-сирот, из них около 60 тысяч имеют право на его получение. Каким образом эта проблема может быть решена?

- Да, ситуация плачевная. Решением жилищного вопроса детей-сирот должны заниматься региональные власти, но жилье дают только в Москве, а в остальных регионах ссылаются на то, что денег нет. Многие ребята судятся с местными органами власти. На начало этого года было почти 900 исполнительных листов, когда суды были выиграны, но исполнительные листы – так и не исполнены.

Но я не считаю, что это глобальная для страны проблема, просто ею почти не занимаются. Дети-сироты не являются мощной политической силой: кому они интересны? Вот и живут в нечеловеческих условиях, молча страдают или обивают пороги.

А ведь без жилья в нашей стране строить свою жизнь невозможно. Нельзя устроиться на работу, получить гарантированную медицинскую помощь, образование… Как учиться, если ты живешь в рабочем общежитии, где каждый день «пьянки-гулянки»? Психологи утверждают: чтобы человек мог развиваться, должны быть обеспечены его базовые потребности – в пище и жилье, в социальной и правовой защите. Тогда появляются дополнительные потребности – в получении образования, выборе интересной работы, создании семьи.

Последние три года ситуация с обеспечением детей жильем, правда, стала меняться к лучшему: для решения проблемы стали выделять средства из федерального бюджета. В 2010 году - 1,1 миллиарда рублей, в 2009 – 1 миллиард, в 2008 – 0,5 миллиарда. Но с учетом огромной задолженности, этого недостаточно. Сейчас обсуждается вопрос о выделении средств в большем объеме и покупке жилья для детей из интернатов на условиях софинансирования с региональными властями. Если суммы не увеличить, то в некоторых регионах ребята смогут получить жилье лет через 20-30, а то и все 50.

- Известно, что многие, даже получив жилье, его лишаются - рынок освоили «черные» риэлторы…

- В Москве эту проблему удалось решить. Еще в середине 90-х столица была в ситуации, схожей с той, какая  сложилась сейчас во многих из регионов: сначала жилья не было, но с 1993 по 1996 год его начали активно предоставлять. И сразу появились мошенники, которые за бесценок скупали у ребят квартиры. Тогда в 1999 году правительство Москвы утвердило механизм, в соответствии с которым жилье детям-сиротам предоставлялось не по договору социального найма, а по договору безвозмездного пользования (в течение пяти лет после его получения это жилье нельзя продать, приватизировать, обменять). В результате ни одна квартира, предоставленная сиротам за десять лет, не ушла к мошенникам. Этот опыт вполне можно распространить и на другие регионы.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала