ООН, 22 мар - РИА Новости, Дмитрий Горностаев. ООН не давала санкций бывшему главе миссии по оказанию содействия Афганистану (МООНСА) Каю Эйде на ведение переговоров с талибами, о которых он рассказал в интервью после своей отставки, сообщил в понедельник официальный представитель генерального секретаря ООН Мартин Несирки на брифинге в штаб-квартире организации в Нью-Йорке.
Бывший глава МООНСА и спецпредставитель генерального секретаря по Афганистану Кай Эйде в интервью Би-би-си заявил, что уже более года продолжаются контакты ООН с представителями талибов - он назвал их "переговорами о переговорах". Эйде ушел со своего поста 1 марта 2010 года на фоне жесткой критики в его адрес со стороны России и ряда других стран за несанкционированные контакты с представителями талибов, в том числе теми, в отношении которых действуют санкции СБ ООН. Кроме того, Эйде был обвинен своим бывшим заместителем по миссии Питером Гелбрейтом в попытке скрыть масштабы фальсификаций на президентских выборах в Афганистане в прошлом году.
"Бывший спецпредставитель генерального секретаря выражал свои личные взгляды и мнение, и дальнейших комментариев у нас нет. Я отмечу лишь, что контакты на местах осуществляются по усмотрению миссии и ее руководства, а также то, что никогда Кай Эйде не получал инструкций вести переговоры с движением "Талибан". Все, что он сказал в интервью Би-би-си на прошлой неделе, является выражением его личных взглядов и мнения", - сказал Несирки.
Представители афганского движения "Талибан" со своей стороны опровергли в минувшие выходные заявления Эйде о том, что ООН вела тайные переговоры с талибами.
За время пребывания на посту главы Миссии ООН Эйде подвергался постоянной критике со стороны членов Совбеза за контакты с талибами в нарушение резолюций Совета безопасности. Сообщения о таких встречах появлялись в западных СМИ регулярно, однако сам Эйде их не подтверждал, но и не опровергал, указывая, что "готов встречаться и разговаривать с кем угодно" ради примирения в Афганистане. В сентябре прошлого года он заявил, что мирный процесс в Афганистане "должен включать не только представителей "Талибан", действующих на местах, но он также должен включать верховные структуры движения "Талибан".
Россия всегда выступала категорически против каких-либо контактов с руководством движения "Талибан", находящегося под санкциями СБ ООН, указывая, что нельзя рассматривать всерьез договоренности с главарями талибов и других террористических организаций.