В Москве после долгой болезни на 64-м году жизни скончалась Валентина Толкунова. "Голос со слезой", лучистые глаза и жемчужная нить в волосах – такой запомнится легенда советской эстрады, подарившая своим поклонникам десятки лирических песен, среди которых – "Стою на полустаночке", "Носики-курносики", "Если б не было войны".
На протяжении нескольких месяцев Валентина Толкунова мужественно скрывала от журналистов свою болезнь. По данным источника в Боткинской больнице, у нее было онкологическое заболевание.
Ее госпитализировали месяц назад после концерта в Могилеве. А после выписки перевели на обследование в Боткинскую больницу. По словам сына Валентины Толкуновой, незадолго до смерти она отказалась от химиотерапии, сославшись на то, что чувствует себя гораздо лучше. Однако улучшение оказалось временным, и певицу вновь госпитализировали. В ночь на воскресенье она попросила привести ей священника, который провел соборование в палате, сообщают "Вести.Ru".
Несмотря на усилия врачей, организму певицы так и не удалось справиться с тяжелой болезнью.
Что было, то было
Родина Валентины Толкуновой – город Армавир Краснодарского края. Здесь она родилась 12 июля 1946 года, а через год переехала с родителями в Москву. Еще в детском возрасте Толкунова прошла по конкурсу в ансамбль Центрального Дома Детей железнодорожников под управлением Дунаевского, где 10 лет пела в хоре.
После окончания школы она поступила на дирижерско-хоровое отделение в Московский государственный институт культуры. Позже, уже в 1971 году, окончила Музыкальное училище имени Гнесиных.
Летом 1966 года Валентина Толкунова пришла на прослушивание в солистки оркестра "ВИО-66", которым руководил композитор Юрий Саульский. Конкурс певица прошла, но карьера в ансамбле стоила ей диплома. В институте Толкунову отказались переводить на заочное отделение. Так она покинула МГИК и ушла в ансамбль Саульского, в котором пять лет пела джазовую музыку.
Руководитель оркестра Юрий Саульский был на восемнадцать лет старше Толкуновой, однако разница в возрасте не помешала их отношениям перерасти в семейный союз. "Мы познакомились, когда мне было девятнадцать лет, а в двадцать я стала его женой. У нас была большая любовь, мы прожили пять чудесных лет. Он умел любить!", - приводит слова Валентины Васильевны peoples.ru.
Семейная идиллия длилась недолго. Через пять лет ансамбль "ВИО-66" распался, как распался и союз талантливой певицы и знаменитого композитора. К неожиданному повороту судьбы Толкунова отнеслась философски. "Многие, имея жену, заводят себе любовниц на стороне, но для Юры это было просто немыслимо. Если любовь ушла, то он прямо об этом и заявлял не виляя. Но если он любил женщину, то она всегда была для него единственной и неповторимой, - говорила она. - Я благодарна Богу за то, что у меня были пять чудесных лет с таким великолепным, умным, талантливым человеком, каким, безусловно, являлся мой первый муж Юрий Саульский"
Много лет спустя в репертуаре Толкуновой появилась песня "Что было, то было".
Что было то было и нет ничего
Люблю как любила его одного
И плакать не плачу мне он не велит
А гоpе не моpе пpойдёт отболит
И плакать не плачу мне он не велит
А гоpе не моpе пpойдёт отболит*
*Полный текст песни - на сайте www.peoples.ru
"Ах, Наташа"
"Каждая песня - это судьба!", - говорила Валентина Толкунова. Для нее судьбоносной стала песня Владимира Шаинского "Ах, Наташа". История этой песни началась тогда, когда композитор уже собирался убрать ее в дальний ящик стола. Но однажды во время эфира на радио ему позвонила одна женщина и попросила мэтра помочь молодой певице. Тогда-то Шаинский и решил дать своей песне второй шанс. С ней Толкунова дебютировала на творческом вечере Льва Ошанина.
Композитор был поражен тем, как песня в исполнении Валентины Толкуновой просто взорвала зал. Певица со свойственной ей искренностью спела на сцене Колонного зала:
Нам бы лучше не дружить бы, не гулять бы,
Не ходить бы нам с тобой на танцы в клубе.
Ах, Наташа, ах, подружка, вашу свадьбу
За четыре переулка слышат люди
Кстати, именно во время своего дебютного выступления Валентина Толкунова впервые вплела в волосы жемчужную нить. Ее прическу копировали многие советские женщины, а сама певица не расставалась с ней на протяжении всей своей карьеры.
Вскоре без голоса Валентины Толкуновой не обходился ни один значимый концерт. Певица вмиг стала любимицей публики. Через год после своего дебюта она получила еще один подарок судьбы: Иосиф Кобзон порекомендовал ее Москонцерту, и ее взяли солисткой.
Песни "Я не могу иначе", "Стою на полустаночке", "Поговори со мною, мама" можно было услышать в каждом доме. По признанию мамы Толкуновой, услышав впервые песню "Поговори со мною, мама", она расплакалась.
Давно ли песни ты мне пела,
Над колыбелью наклонись.
Но время птицей пролетело,
И в детство нить оборвалась.
Поговори со мною, мама,
О чем-нибудь поговори,
До звездной полночи до самой,
Мне снова детство подари.
"Носики-курносики"
Долгое время после развода с Саульским Валентина Толкунова жила одна. Она работала на пределе сил, записывала новые песни и гастролировала не только по Советскому союзу, но и по всему миру. Только после тридцати в ее жизни появилась новая любовь – журналист-международник Юрий Папоров, автор книги "Хемингуэй на Кубе". Он часто уезжал в загранкомандировки, порой на несколько лет, и певице приходилось растить и воспитывать сына Колю в одиночку.
Многие годы она разрывалась между работой и ребенком. "Я старалась не потерять с ним контакта – всегда брала с собой на гастроли, во всяком случае, летом...", - вспоминала певица.
В середине 70-х у Валентины Толкуновой появилась песня "Носики-курносики", под нее воспитывалось не одно поколение советских детей:
Наконец-то пол Земли излазил
Крепким сном мои мальчишки спят
Сон в свою страну зеленоглазую
Спят мои сокровища чумазые
Носики курносики сопят
Сон в свою страну зеленоглазую
Спят мои сокровища чумазые
Носики курносики сопят
Спят такие смирные, хорошие
В целом свете лучше нет ребят
Одеяла на сторону сброшены
И зеленки яркие горошины
На коленках содранных горят
Одеяла на сторону сброшены
И зеленки яркие горошины
На коленках содранных горят
"Я не могу иначе"
Валентина Толкунова более 20 раз становилась лауреатом телевизионного конкурса "Песня года". Многие годы она работала в Москонцерте, а в конце 80-х организовала Театр музыкальной драмы и песни, художественным руководителем которого стала.
В 90-х певица вдруг исчезла с экранов телевизоров, объяснив это нежеланием "прогибаться" под современные музыкальные тенденции. Она продолжила записывать альбомы, которые не смотря на отсутствие должной раскрутки, становились известными.
В 1995 году певица записала альбом, название которому дала одна из самых популярных песен певицы на музыку Александры Пахмутовой "Я не могу иначе". Где бы ни была Толкунова, на любом концерте ее просили спеть эту песню:
Нет без тревог ни сна, ни дня.
Где-то жалейка плачет.
Ты за любовь прости меня,
Я не могу иначе.
Я не боюсь обид и ссор,
В реку обида канет.
В небе любви такой простор, -
Сердце мое не камень.
Ты заболеешь - я приду,
Боль разведу руками.
Все я сумею, все смогу, -
Сердце мое не камень.
В последние годы Толкунову все чаще видели в православных храмах. Говорили, что она несколько раз в год посещает святые места Иерусалима. В 2004 году она купила домик в селе Дивеево около знаменитого монастыря, в котором покоятся мощи преподобного Серафима Саровского.
В одном из своих последних интервью радиостанции "Маяк" Валентина Васильевна говорила, что абсолютно счастлива. "Куда бы я ни приезжала, мои песни знают, помнят, любят и поют вместе всем залом. И просят спеть всегда. Наверное, неслучайно, человек, который провел 40 лет на сцене, может сказать, что вся его жизнь - это песня, во-первых, а во-вторых, в каждом доме есть пластинки, потому что в каждом есть песни, затрагивающие душу. Я счастлива, что я певица души".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников