Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы, специально для РИА Новости.
Вопрос о статусе Нагорного Карабаха вновь стоит на повестке дня. Причем развитие ситуации вокруг НК внушают как озабоченность, так и определенный оптимизм.
Несмотря на недавний обмен воинственными заявлениями, ни Азербайджан, ни Армения сейчас объективно не заинтересованы в разморозке конфликта. Августовская война 2008 года показала бесперспективность решения спора о непризнанных территориях военным путем. Ильхам Алиев как адекватный политик смог сделать правильные выводы из провала авантюры Саакашвили в Южной Осетии. Кроме того, военный конфликт поставит под вопрос проекты экономического развития Азербайджана, прежде всего в сфере экспорта углеводородов.
За 20 лет самостоятельного существования Нагорный Карабах смог доказать свою жизнеспособность. Однако поддержка непризнанного государственного образования, прежде всего в экономической сфере, дается Армении все тяжелее. Ереван понимает, что у него нет ресурсов для длительного военного конфликта в Нагорном Карабахе и такое развитие ситуации может стать катастрофой для экономики страны, переживающей далеко не простые времена. Война поставит крест на попытках президента Армении Сержа Саргсяна снять блокаду со стороны Турции. Следовательно, появляется поле для тяжелых и длительных переговоров по статусу Нагорного Карабаха.
Как можно найти алгоритм решения самого длительного конфликта на постсоветском пространстве? Переговоры по мирному урегулированию ведутся с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения добивается признания независимости Нагорного Карабаха, который не является стороной переговоров. Попытки Еревана представить Степанакерт еще одной стороной переговоров не нашли понимания у группы посредников.
Баку также отказывается вести прямые переговоры с представителями непризнанной республики. Осторожные надежды наблюдатели сейчас связывают с тем, что и Баку, и Ереван согласились принять за основу урегулирования так называемые "мадридские принципы", выработанные Минской группой. "Согласие Армении на обсуждение обновленных мадридских принципов откроет возможности для заключения большого соглашения по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта", - сказал министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. В ходе переговоров по нагорно-карабахскому конфликту в рамках Минской группы посредники выработали позицию, в соответствии с которой Нагорный Карабах ограничивается административными границами бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО). В то же время Ереван и Степанакерт под термином Нагорный Карабах подразумевают территорию бывшей НКАО и семи районов Азербайджана, которые сейчас составляют "зону безопасности Нагорного Карабаха". Площадь этих районов составляет 7634 квадратных километров из 11500 квадратных километров, составляющих территорию самопровозглашенной республики. По внешнему периметру пояса проходит линия непосредственного соприкосновения сил самообороны Нагорного Карабаха и армии Азербайджана. В официальных документах ООН - линия соприкосновения сторон - ЛСС.
Первый этап мадридских принципов предусматривает освобождение силами самообороны Нагорного Карабаха и армии Армении семи районов, вокруг бывшей НКАО. Армянская сторона долго не принимала этот пункт, заявляя, что после ликвидации зоны безопасности резко изменится баланс сил. Безусловно, встает вопрос, кто составит международные миротворческие силы по поддержанию мира? Азербайджан долго настаивал на обязательном присутствии НАТО в миротворческих силах, однако сейчас Баку снял это требование. Ереван хотел бы видеть российские силы в составе миротворцев, но в ходе консультаций Минская группа не поддержала это предложение.
Многое изменилось после подписания декларации о сотрудничестве между ООН и ОДКБ. Фактически ООН признала особую роль организации во главе с Россией в обеспечении безопасности на постсоветском пространстве, что придает международную легитимность возможному участию ОДКБ в силах по подержанию мира в Нагорном Карабахе. Примечательно, что за участие ОДКБ в миротворческой операции может выступить не только Россия, но и Казахстан. Казахстан как председатель ОБСЕ в начале 2010 года предложил выработать "дорожную карту урегулирования" и активно позиционирует себя как нового посредника в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян заявил, что Ереван положительно относится к намерению Казахстана оказать содействие решению карабахского конфликта. МИД Казахстана предложил провести в Астане встречу президентов Армении Сержа Саргсяна и президента Азербайджана Ильхама Алиева, где Нурсултан Назарбаев может озвучить свой план урегулирования ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Позиция Ирана, претендующего сейчас на роль региональной сверхдержавы, во многом схожа с позицией Казахстана. Посол Ирана в Армении Сейед Али Сагайан исключил возможность возобновления военных действий в зоне горно-карабахского конфликта. Сейед Али Сагайан заявил, что Тегеран выступает за мирное урегулирование конфликта и готов внести свой вклад в налаживание отношений между Арменией и Азербайджаном. Иранский посол поддержал предложения по урегулированию конфликта, поступившие от Казахстана, являющегося председателем ОБСЕ. Вполне вероятно, что после возвращения под суверенитет Азербайджана семи районов, которые сейчас входят в пояс безопасности Нагорного Карабаха, Баку по факту согласится с отложенным статусом непризнанного образования. Это не противоречит мадридским принципам урегулирования.
Экономический рост и приток нефтедолларов может дать возможность реинтегрировать Нагорный Карабах в состав Азербайджана не военным, а экономическим путем. При этом Баку может предоставить Степанакерту самую широкую автономию или даже согласиться на ассоциированное членство Нагорного Карабаха в Азербайджане. Гарантом особого статуса Нагорного Карабаха и безопасности армянского населения стали бы Россия, ОДКБ, ОБСЕ, США, ООН и, возможно, Иран. По сути, речь идет о расширении формата Минской группы, которая показала свою эффективность в поддержании пусть крайне хрупкого, но мира в столь взрывоопасном регионе.
Мадридские принципы предполагают: установление специальных условий для Кельбаджарского и Лачинского районов, которые связывают Нагорный Карабах с Арменией, разблокирования всех транспортных и торговых маршрутов, возвращение всех беженцев. На лицо достаточно проработанная программа урегулирования. Успех в ее реализации, в первую очередь, будет зависеть от доброй воли как Еревана, так и Баку.
Любое урегулирование ситуации вокруг Нагорного Карабаха невозможно представить без активной роли России. Российская позиция по нагорно-карабахскому урегулированию базируется на так называемой Майендорфской декларации, которая была подписана в 2008 году президентами России, Армении и Азербайджана. В этом документе главы Азербайджана и Армении заявили, что намерены «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказ и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и документов». Все миротворческие усилия России базируются на положениях этого документа и принципах действия Минской группы ОБСЕ.
Москва постоянно проводит в рамках формата СНГ консультации с президентами Армении и Азербайджана, и можно предположить, что на неформальном саммите Содружества в Москве 8 мая 2010 года президенты России Дмитрий Медведев и Казахстана Нурсултан Назарбаев выступят с новыми совместными предложениями по урегулирования давнего конфликта.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции