День памяти о страшных муках и ввержении в ров святого Григора Просветителя – первый из трех дней в году, посвященных памяти первого армянского католикоса. Согласно календарю Армянской Апостольской Церкви, этот день отмечается в субботу, предшествующую шестому воскресенью Великого Поста. В 2010 г. этот день приходится на 20 марта.
Святой Григор, креститель Армении, родился около 238 г. в армянской столице Вагаршапате (современное название – Эчмиадзин), где его отец, парфянский князь Анак совершил убийство армянского царя Хосрова I. Убив царя, Анак вместе с семьей попытался уйти в Персию, но армянский отряд нагнал его и утопил в пограничной реке Аракс. Малолетний Григор был спасен кормилицей и увезен в Кесарию Каппадокийскую (город в Турции, современное название Кайсери), где получил христианское воспитание. Там же он вступил в супружество и его супруга родила двух сыновей – Орфана и Аростана. Вскоре после рождения сыновей жена Григора умерла. По достижении зрелого возраста Орфан удостоился пресвитерского сана, а Аростан стал пустынножителем.
Узнав историю своей семьи, Григор решил инкогнито поступить на службу к сыну Хосрова царю Трдату (Тиридату) III и преданным служением искупить вину своего отца.
Когда Трдату удалось восстановить трон своего отца, он отправился к святилищу языческой богини, чтобы возблагодарить ее за спасение государства. Ашоцкий князь Тачат, каким-то образом установивший личность Григора, сообщил об этом Трдату после того, как Григор отказался поклониться языческой богине. Узнав, что перед ним – сын убийцы его отца, Трдат приказал жестоко пытать и затем бросить полуживого Григора в тюремную яму Хор Вирап в Арташатской цитадели, кишащую ядовитыми змеями. Григор провел во рву около 14 лет, до 301 г. По прошествии времени, Трдат, решив, что Григор умер в тюремной яме, забыл о нем.
В те времена император римский Диоклитиан разослал по своему государству гонцов искать себе в жены саму красивую девушку. Такая была найдена в лице христианки Рипсимии, которая проживала в девичьем монастыре под наблюдением игумении Гаиании. Рипсимия отказала императору, и, убегая от преследования императора, поселилась вместе с сестрами в Армении близ города Арарата.
Получив уведомление, что Рипсимия с прочими сестрами монастыря убежала в Армению, Диоклитиан послал к армянскому царю Трдату, с которым был дружен, извещение: «Некоторые из христиан обольстили Рипсимию, которую я желал сделать своею женой, и она предпочитает скитаться со стыдом по чужим странам, нежели быть мне женою. Найди ее и отошли к нам, или, если пожелаешь, возьми ее в жены себе».
Трдат отдал приказ повсюду искать Рипсимию и, узнав, где она находится, велел поставить вокруг ее местопребывания стражу. Получив известие, что Рипсимия удивительно красива, он пожелал овладеть ею и послал украшения, чтобы, наряженная в них, она была приведена к нему. Рипсимия отказала Трдату, и тогда он послал воинский отряд, приказав изрубить мечами всех дев, а Рипсимию привести насильно. Когда воины с обнаженными мечами напали на монахинь, Рипсимия сказала князю: «Не губите сих дев, меня же ведите к вашему царю».
Когда Рипсимия была введена в царскую спальню, она твердо сопротивлялась Трдату. Царь долго боролся с нею, но не мог причинить ей никакого вреда, потому что ей телесная сила подавалась свыше.
На утро нечестивые схватили Рипсимию и предали ее мучительной смерти. После этого схватили и остальных дев, сестер и спостниц святой Рипсимии вместе с игуменьей Гаианией, убили их, а тела бросили на съедение зверям
Трдат, обезумев от ярости, лишь на шестой день пришел в себя и отправился на охоту. Во время пути в состоянии беснования он потерял ум и человеческое подобие, превратившись в дикого вепря (кабана). Все военачальники, солдаты и одобрявшие мучение монахинь стали бесноватыми и бегали, разрывая на себе одежду и пожирая свое тело.
После этого происшествия с царем Трдатом его сестре Кусародукте явился во сне некий муж и сказал: «Трдат не исцелеет, если Григор не будет выведен изо рва». Проснувшись, Кусародукта рассказала своим приближенным видение, и всем этот сон представился странным – никто не мог ожидать, чтобы Григор, брошенный в ров, полный гадов, остался живым после четырнадцати лет. Однако приближенные подошли ко рву и громко позвали:
– Григор, жив ли ты?
И Григор ответил:
– Благодатию Бога моего – я жив.
Бледный и обросший волосами, исхудавший и почерневший, Григор был выведен изо рва. Святого омыли, одели в новые одежды, и, накормив, повели к царю, имевшему вид вепря. Блаженный Григор прежде всего расспросил о телах убиенных святых дев, так как они лежали не погребенными в течении 10 дней. После этого он начал поучать мучителей, чтобы они отвратились от идолов и уверовали во Единого Бога и Сына Его Иисуса Христа. Святой Григор возвестил им, что Господь Бог сохранил его живым во рве, где часто посещал его ангел Божий, чтобы он имел возможность привести их от тьмы идолопоклонства к свету благочестия.
Святой повелел собрать останки замученных дев; их с честью похоронили, а на месте погребения построили церковь. Затем он привел царя Трдата к телам святых дев, которых тот погубил, чтобы он просил их молитв пред Господом. И лишь только царь исполнил это, как ему был возвращен человеческий образ, а от бесновавшихся воевод и воинов были отогнаны лукавые духи.
Вскоре вся Армения обратилась в христианство, народ разрушал идольские капища, а вместо них сооружал церкви Богу. Царь же пред всеми открыто исповедовал свои грехи и свою жестокость, возвещая Божию казнь и благодать. Он отослал Григора в Кесарию Каппадокийскую к архиепископу Леонтию для того, чтобы тот рукоположил его во епископа. Возвращаясь из Кесарии после рукоположения, святой Григор крестил царя, воевод, все войско и весь остальной народ. Таким образом, святой Григорий привел к исповеданию истинного Бога весь народ.
Переходя из города в город, святой Григор рукополагал священников, устраивал школы и ставил в них учителей, царь же раздавал церквям богатые имения. Святой Григор обратил ко Христу не только армян, но и персов, ассирийцев и мидян. Он устроил множество монастырей, в которых с успехом процветало дело евангельской проповеди.
Устроив Армянскую Церковь, святитель Григорий призвал к епископскому служению своего сына, Аростана-пустынножителя, а сам удалился в пустыню, где и окончил свою земную жизнь в 335 году.
Десница и часть его святых мощей покоятся ныне в сокровищнице Эчмиадзинского кафедрального собора в Армении. По традиции Армянской Апостольской Церкви, сохраняющейся поныне, этой десницей Верховный Католикос-Патриарх всех армян благословляет святое миро во время мироварения.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников