МОСКВА, 19 мар - РИА Новости. Все разговоры на минувшей неделе крутились вокруг денег: министр культуры Александр Авдеев жаловался депутатам, что их не хватает, а фонд поддержки отечественного кинематографа делил те миллиарды, которые у Минкультуры отобрали.
Некультурный бюджет культуры
В среду министр культуры России Александр Авдеев встретился с депутатами Госдумы. Целый "правительственный час" он рассказывал народным избранникам о работе своего ведомства, о приоритетных направлениях, о достижениях отрасли, а главное - сетовал на катастрофическую нехватку бюджета.
Министр озвучил страшную цифру - оказывается, на культуру в нашей стране государство выделяет менее 1% бюджета, а точнее 77,7 миллиарда рублей. Львиная доля этих средств идет на реконструкции и реставрации, а также на юбилейные мероприятия. Тут уж не до новых строек, поэтому, по словам министра, Россия сильно отстает от нормы по количеству театров, музеев, библиотек, парков культуры, а если не прибавить зарплаты работникам профильных заведений (их средний доход - от 8 до 8,5 тысяч рублей), то им в пору подрабатывать на курсах по выживанию.
Не от богатой жизни, по словам Авдеева, Минкультуры вынуждено было перебросить 70 миллионов долларов из бюджета реконструкции Большого театра на мероприятия по случаю 65-летия Победы. Правда, министр заверил, что сроки окончания главной культурной стройки страны от этого не отложатся - театр будет открыт, как и планировалось, осенью будущего года.
Не дожидаясь вопроса, Авдеев сам ответил - сколько надо культуре для счастья. Он заявил, что министерство будет просить на бюджет следующего года 130 миллиардов рублей - это почти вдвое больше, "но иначе культура захлебнется".
Прошелся министр культуры и по отечественному телевидению, оно хоть и не его ведомству подчиняется, однако сильно влияет на формирование культуры общества. И тут Авдеев согласился с депутатами, что влияние это, скорее, пагубное. По мнению министра, всему виной реклама, заполонившая телеканалы, - именно она создает низкопробное телевидение, ориентирует его на рейтинги, а соответственно - на секс, насилие, порнографию и так далее. Выходить из этой ситуации, по мнению Авдеева, можно только одним путем - опять-таки через госфинансирование, как, например, в Великобритании.
Кино в массы - деньги в кассы
Денежный вопрос также стал главной темой этой недели и в более узкой культурной сфере - кинобизнесе. В пятницу состоялось первое заседание попечительского совета недавно созданного федерального Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Он был основан специально для того, чтобы вместо вышеупомянутого многострадального министерства культуры распределять государственные средства помощи. Но только не между всеми, как раньше, а среди энного количество продюсерских компаний.
Их восемь - "СТВ" Сергея Сельянова, "Дирекция кино" Первого канала, "Тритэ" Никиты Михалкова (к слову, он входит в попечительский совет фонда как председатель Союза кинематографистов), "Централ Партнершип", входящая в холдинг "Профмедиа", "Профит" Игоря Толстунова, принадлежащая Федору Бондарчуку, Александру Роднянскому и Дмитрию Рудовскому Art Pictures, "Базелевс" Тимура Бекмамбетова и "Рекун" Валерия Тодоровского. И они получат по 250 миллионов рублей из госбюджета каждая (то есть всего 2 миллиарда отечественных).
У Минкультуры, конечно, денежные киносредства тоже останутся - в размере 849 миллионов рублей, на которые оно должно суметь поддержать дебюты, короткометражки, авторское кино и мультипликацию. Это еще до оглашения лидеров вызвало резкий протест, в частности, в Гильдии продюсеров, куда входит 90% отечественных кинопроизводителей, и российских мультипликаторов, которые назвали новую схему финансирования "смертным приговором отечественной анимации".
Теперь же некоторые участники кинобизнеса (например, венецианский лауреат Алексей Герман-младший, недавно ставший членом президентского совета по культуре и искусству) называют новую систему не иначе как "культурным Ванкувером" и сокрушаются, что "оставлять на анимацию и документалистику великой страны деньги радикально меньшие, чем бюджет "Обитаемого острова", по меньшей мере странно".
Однако не все так плохо. Вот попечители фонда, к примеру, говорят о положительных моментах. Ректор ВГИКа Владимир Малышев считает, что теперь решения будут приниматься более оперативно, чем в министерстве, скованном конкурсами и тендерами. При этом он отметил, что на всех не угодишь.
Но самое главное, как сказал на заседании руководитель департамента культуры правительства РФ Денис Молчанов, - "дверь открыта для всех". Ведь критерии отбора лидеров, получающих главный кусок пирога, прозрачны для всех - это оценка фильмов зрителями кинотеатров, оценка телезрителей, участие картин в крупнейших кинофестивалях (Каннском, Венецианском, Берлинском и Московском), полученные призы и награды ("Оскар", "Золотой орел", "Ника"), а также продолжительность деятельности на рынке и текущая активность компании. Так что теперь и зрители могут повлиять на дележ - как говорится "Все на выборы!".