Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
В Москве, на проспекте Маршала Жукова, у дома 20, найден склад боеприпасов. Как сообщают СМИ, при ремонте теплотрассы в земле были обнаружены более 900 снарядов калибром от 76 до 152 мм, очевидно лежащих в земле со времен Великой Отечественной Войны. Обнаруженные снаряды вывозятся на грузовых машинах на полигон и там ликвидируются.
Понятно, насколько опасной была эта находка, но остается загадкой - как могло быть «потеряно» такое количество боеприпасов?
Сами по себе пролежавшие в земле 70 лет снаряды большой опасности не представляли, но среди них оказалось около 40 снарядов со взрывателями, теоретически, способных взорваться. Именно поэтому для обеспечения безопасности потребовалось эвакуировать жителей окрестных домов на период проведения работ.
Не перестало представлять угрозы и взрывчатое вещество в снарядах (тротил). Как известно многим, занимающимся поиском в районах боев Великой Отечественной, тротил в боеприпасах того времени сохраняет способность к детонации. Теоретически, подобная находка могла бы стать смертельно опасной в руках преступной группировки, которая пожелала бы использовать взрывчатку в своих целях – другой вопрос, что незаметно выкопать почти тысячу снарядов в черте Москвы такой группировке было бы практически нереально.
Итак, самое главное: как эти снаряды попали в землю? В 1941 году, когда фронт проходил максимально близко к Москве, этот район, тогда находившийся за городской чертой, был прифронтовой зоной. Граница города на данном участке проходила на километр восточнее – по окружной железной дороге. На месте же современного проспекта Маршала Жукова проходило Хорошевское шоссе, к северу от которого находились огороды и радиостанция Коминтерна.
В 1941 году, в период интенсивных налетов на Москву, район Хорошевского шоссе подвергался довольно ожесточенным бомбардировкам – немцы бомбили центральный аэродром и его окрестности, радиостанцию и район Октябрьского поля, где находились военные склады. По имеющейся информации, попадания тяжелых бомб отмечались и поблизости от современного перекрестка проспекта Жукова с улицей Демьяна Бедного, где была сделана находка. Не исключено, что в ходе одного из налетов часть полевого склада или боеприпасы на оборудованной позиции артполка были засыпаны землей при взрыве тяжелой бомбы (в воронке 500-кг фугасной авиабомбы может уместиться деревенский дом).
По другой версии, возможно, что снаряды попали в землю уже позднее, в 42-43 годах, когда в окрестностях располагались тылы и склады 3-й ударной армии, формировавшейся в этом районе. Армейские тылы представляют собой огромный, крайне сложный организм, и не исключено, что найденные снаряды были по халатности потеряны кем-то из тыловиков 3-й ударной, забывших о существовании склада.
76-мм снаряды, по мнению специалистов, могут быть и зенитными – поблизости находились подразделения ПВО, вооруженные 76-мм зенитными орудиями.
В то же время вызывает удивление тот факт, что снарядам в районе с плотной застройкой удалось пролежать в земле так долго. В 50-е годы, при Хрущеве, в районе началось интенсивное жилищное строительство (окрестные дома, в основном, 5-этажки). С учетом того, что район в годы войны бомбили, а в окрестностях располагались крупные войсковые соединения, перед застройкой его были обязаны проверить именно на предмет обнаружения неразорвавшихся боеприпасов. Однако этого не было сделано, и только по чудесному везению никто тогда не пострадал ни при прокладке коммуникаций, ни при строительстве домов, ни в ходе последующих ремонтов.
«Склад на Хорошевке» – не первая, и, наверное, не последняя находка такого рода в Москве, хотя, разумеется, и самая масштабная. Снаряды, мины, патроны и прочие взрывоопасные предметы военных времен регулярно обнаруживаются в черте города, особенно северо-западе и севере, где линия фронта приближалась почти вплотную к Москве. Установить точно места всех подобных захоронений практически нереально – подробные карты с информацией такого рода не составлялись.
Остается лишь надеяться, что как и эта находка, остальные будут ликвидированы без опасных последствий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции