Заявлений, что ребенок хочет уехать в Россию или что его шлепнула мама не достаточно для того, чтобы органы соцопеки Финляндии забрали ребенка в приют, сообщил в среду в эфире радиостанции "Эхо Москвы" советник по прессе посольства Финляндии в Москве Веса Кекяле.
В то же время в разных странах существуют специальные механизмы защиты интересов детей.
Одним из инструментов защиты прав детей является формирование особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные действия – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина "parens patrie", согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.
Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии (1890), затем указанные суды были образованы в Канаде (1894) и в США (1899). Их примеру последовали другие страны, где через короткое время возникли национальные суды для несовершеннолетних.
Сегодня ювенальные суды функционируют более чем в 60 странах мира.
История развития концепции ювенальных судов свидетельствует о наличии различных подходов к данному вопросу. Автономная ювенальная юстиция возникла отнюдь не во всех странах, где были созданы суды для несовершеннолетних. Достаточно четко обозначились два варианта: I) автономный суд, не связанный с общим судом; 2) состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.
В самом начале существования судов для несовершеннолетних автономная ювенальная юстиция была создана в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции (вариант), Нидерландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии (вариант), Австралии, Новой Зеландии (вариант), кантонах французской Швейцарии.
В Германии, Австрии, Испании, Португалии, кантонах немецкой Швейцарии функции опекунских судов были соединены с функциями судов по делам несовершеннолетних, что выдвинуло на первый план их деятельности задачу судебной защиты прав несовершеннолетних, а не задачу борьбы с преступностью, как это произошло в судах первой группы стран.
Некоторые страны пошли по пути создания специализированных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции (вариант), Швейцарии (кантон Женева), Японии (вариант). Новой Зеландии (вариант).
Вместе с тем именно ювенальная юстиция породила целый комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать, имеют вспомогательные функции и нередко в ходе исторического развития ювенальной юстиции начинали активно вытеснять суд как орган правосудия.
Функцию защиты детей от семейного насилия во многих странах мира выполняют не правоохранительные органы в сотрудничестве с органами опеки, попечительства, местного самоуправления, а специалисты по социальной работе. У них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение. Социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования. В США, ФРГ, Голландии, Великобритании специалисты по социальной работе наделены широкими полномочиями (вплоть до возбуждения уголовного дела и ходатайства об отчуждении ребенка от родителей).
Наиболее часто применяется временная изоляция пострадавшего ребенка (например, помещение ребенка в приют для проведения с ним реабилитационных мероприятий, временное устройство в фостерную семью и даже арест родителя от 15 до 30 суток). В том случае, когда поведение родителей и после применения к ним санкций остается без изменений, применяются другие, более кардинальные меры.
Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия за рубежом опирается на практику оповещения. Любой человек по собственной инициативе может поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае или подозрении на факт насилия над ребенком в семье. Такие сообщения считаются элементарной необходимостью.
Что касается врачей, педагогов, тренеров, воспитателей, то для них это – прямая обязанность. Сообщение можно передать по телефону, послать по почте, оформить непосредственно в соответствующем учреждении в течение 24 часов после происшествия. Законом предусмотрены неприкосновенность информирующих лиц, сохранение анонимности и конфиденциальности, а также наказания для тех, кто эти правила нарушает. Социальные работники расследуют дело, в течение 48 часов вступают вместе с полицейским и медработником в контакт с семьей (если случай очень тяжелый – немедленно). Работают такие службы круглосуточно и без выходных. При этом социальный работник в домашних условиях обсуждает с родителями полученную информацию, общается с ребенком, тщательно наблюдает за их поведением, оценивая реальные условия жизни семьи, контактирует со специалистами, учителями, соседями, друзьями и родственниками ребенка.
Расследование предусматривает безотлагательное врачебное и психологическое освидетельствование ребенка в условиях социального или медицинского учреждения, госпитализацию (в приюте или медицинском стационаре) в качестве кратковременной защитной меры. Согласия или разрешения родителей не требуется. Социальный работник вправе обратиться в суд, если его расследованию оказывают сопротивление. Даже в случае не подтверждения обвинений социальный работник периодически навещает ребенка.
Вмешательство определяется уже как непосредственная социальная работа с ребенком и его семьей в ситуации сильного стресса, вызванного насилием, жестоким обращением. Она включает в себя оказание конкретных услуг, психологическую и социальную поддержку, социальную терапию и психотерапию. Завершение дела предполагает, что социальная служба решает семейные проблемы в течение определенного времени, а именно от 3 месяцев до 1 года, и за этот период ее работники должны приложить максимум усилий для того, чтобы ситуация кардинально улучшилась. Только в том случае, когда доказано, что никаких улучшений не наблюдается, и существует реальная угроза жизни ребенка, принимаются меры по его изоляции. В отдельных случаях, по решению суда виновного родителя вынуждают покинуть дом, где он проживает, и куда должен вернуться после реабилитации ребенок.
Франция
Современная система защиты прав детей во Франции сложилась в результате развития системы, введенной в 1945 году. Несмотря на то, что эта система защиты прав и законных интересов ребенка обычно рассматривается в двух аспектах (организационном и правовом), задача обеспечения защиты прав ребенка, прежде всего, лежит на его родителях. Статья 371-2 Гражданского кодекса определяет ее как исключительное право, которым наделены родители: "родительские права принадлежат отцу и матери для защиты интересов ребенка по вопросам, связанным с его безопасностью, состоянием здоровья и морально-нравственным воспитанием. Они имеют право и на них лежит обязанность защищать ребенка, следить за ним и заниматься его воспитанием". Родители не могут ни отказаться от этих исключительных прав, ни передать их третьим лицам.
Во французской системе организационные или правовые меры принимаются только в случаях, когда родители признаются как исполняющие ненадлежащим образом свои обязанности, либо когда они не могут исполнять свои родительские функции, либо когда при исполнении своих обязанностей они руководствуются только личными интересами, наносящими вред ребенку.
Система защиты прав ребенка включает две компоненты, что объясняется необходимостью достижения одновременно двух целей: одна из которых – работа по профилактике, реализуется в рамках так называемой "организационной защиты", когда семьи, осознавая появившиеся у них трудности, сами обращаются за помощью или дают согласие на вмешательство компетентных структур и помощь с их стороны; другая – защита прав и жизненных интересов ребенка, реализуемая в рамках так называемой "правовой защиты", когда есть подтверждение того, что ситуация принимает опасный характер для ребенка (в этом случае судебный орган требует от семьи выполнения определенных мер) или что в отношении ребенка совершено уголовно наказуемое деяние.
В силу законов о децентрализации от 1985 и 1986 годов, осуществление организационной защиты прав детей возложено на председателя Генерального совета (Департамента) и находящиеся в его ведении службы. Дополняют эту структуру префекты, обеспечивающие участие государства.
Три службы, находящиеся в подчинении председателя Генерального совета, специально занимаются вопросами охраны прав детей:
- Служба социальной помощи детям (играет главную и стержневую роль на службе семей);
- Служба по охране материнства и детства;
- Социальная служба в масштабе секторов;
- Служба пропаганды здорового образа жизни среди учащихся школ и школьная социальная служба;
- Служба психиатрической помощи детям и подросткам.
Несмотря на то, что задействованные в обеспечении правовой защиты органы могут использовать самые различные формы участия в судьбах детей, они тем не менее не всегда имеют возможность выполнить свои функции, например, когда семьи отказываются от предложенной помощи, или когда предпринимаемых мер не достаточно для защиты прав и законных интересов ребенка. К тому же при реализации мер по защите прав и интересов ребенка могут быть выявлены или появиться основания для подозрения в совершении уголовно наказуемых деяний в отношении ребенка. С учетом этого, законом от 10 июля 1989 года вводится обязательство для социальных работников сообщать о подобных фактах в Судебный орган в лице Прокурора Республики. В порядке исключения, когда речь идет о детях, закон отменяет обязательство о неразглашении профессиональной тайны, являющееся обычно обязательным для некоторых категорий специалистов.
Судебный орган имеет очень широкие и разнообразные по форме полномочия, которые в зависимости от ситуации позволяют осуществлять контроль, ограничивать, приостанавливать или лишать родительских прав лиц, жестоко обращающихся со своими детьми; кроме того, эти лица могут быть привлечены к ответственности и к ним могут быть применены уголовные санкции. Вмешательство Судебного органа, так называемое применение "Мер по защите неблагополучных детей", основывается на статье 375 и следующих за ней статьях Гражданского кодекса.
Меры по защите неблагополучных детей, которые могут быть предписаны судьей по делам несовершеннолетних, разнообразны и применяются в зависимости от случая:
- возможно применение мер по защите ребенка вне социальных учреждений. Несовершеннолетний ребенок остается в своей родной семье, но ей в помощь и для консультаций назначается группа специалистов по вопросам воспитания;
- судья может принять решение по устройству ребенка в специальное учреждение (школьный интернат, приют) или к частным лицам (родственникам, третьим лицам, которым можно доверить ребенка, приемные семьи). В течение всего срока нахождения ребенка в учреждении/у частных лиц родители сохраняют права на своего ребенка, которые решением Судьи изменяются, в частности, в части, касающейся посещений ребенка членами семьи.
Великобритания
Основными документами, регламентирующими вопросы госопеки над детьми в Великобритании, являются:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Декларация прав ребенка;
- Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче их на воспитание и при усыновлении на национальном и международном уровнях, принятая резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН 3 декабря 1986 года;
- Закон о детях (Children Act), принятый Парламентом Великобритании в 1989 году и вступивший в силу в октябре 1991 года;
- Общие инструкции об устройстве детей (Arrangements for Placement of Children (General) Regulations), принятые в 1991 году;
- Правила устройства детей на фостерное воспитание (Foster Placement (Children) Regulations), принятые в 1991 году;
- Национальные Стандарты Великобритании по организации фостерного воспитания (UK National Standards for Foster care), утвержденные в 1999 году.
Несмотря на то, что законодательная и административная системы в Великобритании достаточно централизованы, местные органы власти имеют собственные полномочия в формировании социальной политики и составлении бюджета. Это означает, что различные регионы Соединенного Королевства реализуют право на создание своей стратегии и выбора приоритетных социальных технологий для решения проблем детей из группы риска.
Закон о детях (Children Act) определил, что кровные родители разделяют между собой родительскую ответственность в отношении своих детей, за исключением тех случаев, когда родители не состоят в браке или кто-либо из родителей один воспитывает ребенка (single-parent family). При этом в Законе впервые был введен термин "родительская ответственность" (parental responsibility), под которой подразумеваются "все права, обязанности, моральные обязательства, функции, ответственность и полномочия, которые имеют родители ребенка при общении с ним и обращении с его имуществом и закреплены законодательно".
Значение определения "родительская ответственность" не ограничивается лишь кровными родителями ребенка. Такой ответственностью могут обладать также родственники ребенка, его опекуны (попечители), любой другой человек, который воспитывает ребенка и заботится о нем (в том числе и фостерные воспитатели).
Закон определил существование двух основных типов: 1. фостерного воспитания над детьми; 2. частной фостерной опеки (private foster care).
Статья 23 Закона дала определение понятию "фостерный родитель", которым и руководствуются органы местного управления:
- человек, который не является родителем ребенка, но несет за него родительскую ответственность;
- человек, который заботится и воспитывает ребенка, помещенного в его семью решением органов местной власти при разграничении прав между ними и родителями ребенка;
- представитель стационарного учреждения в том случае, если ребенок находится под государственной опекой и помещен в такое учреждение.
Согласно статье 67 Закона о детях ответственность в регионе за обеспечение и контроль благосостояния детей, находящихся под различными видами опеки, возлагается на органы местной власти. Госсекретарь вправе потребовать, чтобы каждого ребенка, находящего на фостерном воспитании, оформленном в частном порядке, обязательно и регулярно, а также в случае чрезвычайных обстоятельств посещал представитель органов местной власти. Он должен убедиться, что любой опекаемый ребенок действительно проживает на территории региона. В обязанности представителя также входит обследование условий жизни ребенка и внесение предложений относительно размещения других детей, требующих опеки.
Приоритетными для проживания ребенка определяются: а) его родная семья; б) семья родственников, в) другая подходящая для ребенка семья. И только в случае, если ни один из названных вариантов не является возможным, рассматривается вопрос о проживании ребенка в различного рода стационарных заведениях, таких, как детские дома, приюты, интернаты и т.п.
В Законе подробно оговариваются условия, при которых человек, являющийся фостерным воспитателем, может быть дисквалифицирован. В частности, основанием для лишения права быть фостерным родителем является признание виновным в каком-либо преступлении. Подчеркивается, что как признание человека фостерным родителем, так и лишение его этого статуса должны в обязательном порядке быть задокументированы.
США
В США защита прав ребенка начинается еще в утробе матери. 21 октября 2003 года Сенат США (US Senate) утвердил запрет на так называемый “частичный аборт” на поздних сроках беременности. Несмотря на яростные протесты, в ноябре 2003 года президент Буш подписал этот законопроект и, тем самым, превратил его в полноценный закон.
Права детей серьезно учитываются также во время процесса усыновления (удочерения). Если ребенок находится под опекой какой-то семьи и проходит через процесс усыновления, то в этом процессе семья, которая опекала его на протяжении всего времени, в большинстве случаев, получает преимущество, так как ребенок уже привык к этому окружению и очагу. В случаях, когда права родителей конфликтуют с правами ребенка, то предпочтение отдается правам ребенка. При этом в США в некоторых штатах разрешено усыновлять детей однополым парам.
Согласно параграфу 29а "Полицейского закона" США, главе семьи, применившему насилие, на две недели запрещен доступ в дом и любые контакты с женой и детьми. Во многих штатах США, например, еще в конце 60‑х годов прошлого столетия было принято законодательство, обязывающее граждан сообщать властям о каждом случае подозрения в плохом обращении с детьми.
В случаях развода, ребенок имеет право на общение с обоими родителями. Во время процесса развода ни один из родителей не имеет права влиять на ребенка, настраивая его против своего бывшего супруга. Более того, ребенку должно быть популярно объяснено, что развод происходит не по его вине. Однако, во многих случаях родитель, который получает права на опеку над ребенком, не допускает бывшего мужа (жену) к каким-либо контактам с ним, опираясь на такие законные меры как судебный запрет.
В большинстве бракоразводных процессов право на опеку выигрывают матери.
В США ребенок имеет право "развестись" со своими родителями или опекунами. Эмансипация ребенка происходит в случае его женитьбы (замужества), начала службы в вооруженных силах или тогда, когда суд приходит к выводу, что развод с родителями необходим для защиты интересов ребенка. Если несовершеннолетний женится или идет в армию, ему необходимо получить официальное согласие родителей. Если ребенок не доволен своей семейной ситуацией и обращается в суд, то ему достаточно проинформировать своих родителей или опекуна, что они обязаны явиться в суд. Для того чтобы начать судебный процесс против своих родителей, ребенок должен быть не моложе 14 лет. Ребенок также должен доказать, что у него есть собственный заработок, и он может о себе заботиться самостоятельно.
Права детей защищены также в американских школах. Главной правовой нормой считается право ребенка на интеллектуальное развитие и обучение, вне зависимости от его способностей. Эта норма дает неопровержимые права детям-инвалидам, особенно умственно отсталым. Дети-инвалиды, в возрасте от 3 до 21 года, имеют право на бесплатное образование. Каждый подобный ребенок должен обучаться по особой, индивидуально составленной программе. Более того, во время периода, который больной ребенок проводит в школе, образовательное учреждение, учителя и директор обязаны обеспечивать максимальный уход за ним и гарантировать его безопасность. Например, дети, больные диабетом, должны регулярно получать инъекции инсулина, а школьные власти должны особо следить за их питанием.
Право на общее образование распространяется также на детей иммигрантов. Многие дети из семей "новых американцев" испытывают трудности в общении на английском языке. Школа обязана предоставить детям иммигрантов отдельные курсы английского языка.
В американских школах также запрещены притеснения детей и подростков, которые принадлежат к расовым, религиозным или сексуальными меньшинствам. Учителям запрещено применять в отношении детей какие-либо методы физического насилия, даже если это делается "во имя образования и блага ребенка".
В соответствии с законодательством США осуществляется помощь детям и подросткам из асоциальных семей по Программе "Самостоятельная жизнь". Программой руководит Министерство здравоохранения США. В соответствии с ней, оказывается помощь подросткам в овладении навыками обыденной жизни, в осознании ответственности социального поведения, обучение навыкам межличностного общения. В частности, предоставляются учителя для подготовки к экзаменам, оказывается помощь в поиске работы. Подростков учат писать резюме, проходить интервью при поступлении на работу, разрешать конфликты на работе, тем самым сохранять рабочее место. В этой Программе осуществляется контроль над подростками, т.е. что они покупают из одежды, как питаются, какое у них поведение в общественных местах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников