На пятой неделе Великого совершаются особые богослужения - продолжительные, сопровождающиеся множеством земных поклонов и покаянных молитв. Часто эти богослужения называют «самыми великопостными».
В среду вечером в православный храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». В 2010 году среда пятой недели Великого поста выпадает на 17 марта.
Мариино стояние
На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий покаянный канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой недели Великого поста, и канон преподобной Марии Египетской. Поэтому утреннее богослужение четверга называется Андреевским стоянием и стоянием Марии Египетской.
В каноне собраны и изложены все побуждения к посту и покаянию, и святая Церковь повторяет его теперь в полном составе, чтобы вдохнуть новые силы к успешному окончанию поста. Для этой же цели – возбуждения и сил, и внимания кающихся – служит и чтение жития преподобной Марии Египетской.
Похвала Пресвятой Богородице
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь совершает торжественное молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Истоки праздника - в VII веке. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. В честь Божией Матери в Константинополе было воздвигнуто много храмов. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В 666 году на Константинополь напали скифы и персы. Силы противников были неравными, чтобы защитить свой город, греки обратились с молитвой к Богу и Божией Матери. Город обошли крестным ходом, а когда жители спустились к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери, хранившуюся во Влахернском храме Константинополя. Спокойное море вдруг взволновалось, поднялась страшная буря и потопила вражеские корабли. Всю следующую ночь греки воспевали хвалебные песни Богородице и постановили ежегодно в этот день, в субботу пятой недели Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы. Эта служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородице».
В первое время праздник совершался лишь в Константинополе именно во Влахернском храме. Позднее это празднование было внесено в уставы монастырей, а затем сделалось общим для всей Восточной Церкви.
Акафист написан в VII веке диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, к которому позднее прибавили благодарственные молитвы в воспоминание всесильного воеводства Божией Матери.
Слово «акафист» переводится с греческого как «неседальная песнь», то есть пение, во время которого нельзя сидеть. Все акафисты по своей сути— хвалебные песни, но они имеют очень четкую структуру. Каждый Акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов. В Акафисте Божией Матери они расположены по 24 буквам греческого алфавита. Каждая песнь начинается с соответствующей ей по счету буквой, каждый кондак оканчивается «Аллилуйей», каждый икос — архангельским приветствием "Радуйся...". Все творение оканчивается краткой молитвой к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасала христиан от бед и напастей. По содержанию Акафист Божией Матери делится на две части: историческую, в которой говорится об истории воплощения и первых лет жизни Сына Божия Иисуса Христа, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а в икосах — величие Пресвятой Девы.
Русская Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников