По итогам Года равных возможностей пока только 45% объектов городской среды в Москве приспособлены для инвалидов, и столичные власти признают, что сделано далеко не все. Между тем, мэр поставил задачу полностью превратить Москву в «город для всех» к 2013 году. О том, как город будет решать эту задачу - о социальных помощниках для ветеранов, закупке низкопольных автобусов, оснащении метрополитена и других мерах – рассказал РИА Новости руководитель департамента социальной защиты населения города Москвы Владимир Петросян.
- Владимир Аршакович, каковы основные результаты Года равных возможностей в Москве?
- Главный итог года равных возможностей – это то, что мы смогли повернуть наше общество лицом к проблемам инвалидов. Задача такая ставилась, когда мы принимали стратегию повышения качества жизни инвалидов до 2020 года на заседании правительства Москвы. Я думаю, все понимают, что нужно делать, все понимают, для кого это нужно делать, что это будущее нашего города. Обустраивая город для инвалидов, мы обустраиваем его для каждого москвича. За основу мы взяли европейскую модель приспособления городской инфраструктуры – это «универсальный дизайн», мы взяли лозунг «город, удобный для всех». Москва не настолько богата, чтобы сегодня решать проблемы инвалидов, завтра - проблемы пожилых людей, послезавтра - мамочек с детскими колясками. Все эти вопросы должны решаться комплексно.
- Назовите, пожалуйста, конкретные цифры.
- За 2009 год нам удалось адаптировать для инвалидов свыше 8 тысяч зданий и сооружений. Это серьезная цифра, мы за один год продвинулись практически на 20% вперед. Если с начала действия закона о безбарьерной среде 2001 года за 8 лет мы адаптировали город на 22%, то только за 2009 год мы прибавили еще 20 процентов. Я могу четко сказать, что в настоящее время город приспособлен для маломобильных граждан на 42-45%.
- СМИ часто пишут, что качество приспособления городской среды для людей с ограниченными возможностями иной раз оставляет желать лучшего. Так ли это?
- Это очень серьезный вопрос. Я читаю всю прессу и благодарен за справедливую критику, за конкретные адреса, которые указываются в статьях в различных изданиях. Если есть конкретный адрес – тут же идет строгая резолюция Мэра, или Л.И. Швецовой, или я сам даю конкретные поручения, и мы оперативно реагируем.
Получается, что мы вместе со СМИ контролируем, как приспосабливается городская среда. Также мы привлекаем к этому общественные инвалидные организации, планируем вместе с ними создать экспертный совет, который будет реализовывать проект общественной экспертизы всего того, что в городе делается для инвалидов.
Я понимаю, что у нас не всегда получается так, как было задумано. Могут установить пандусы, которые прямо выходят на проезжую часть. Или, например, установят два швеллера и называют это пандусом, а это далеко не пандус. Еще нас критикуют за то, что мы устанавливаем подъемники в тех подъездах, где нет инвалидов. Я считаю, что это не подлежит критике, это как раз нормальное явление. Не дай бог, конечно, но сегодня нет инвалида, а завтра он есть, и, в конце концов, в этот подъезд инвалид может приехать в гости. Но, в первую очередь, нужно установить подъемник там, где проживает инвалид, а потом уже во всех остальных подъездах.
Мы в этом году будем серьезно контролировать работу заместителей глав управ районов по социальной работе. Мы считаем, что они должны проявлять особую активность в вопросах приспособления городской среды для инвалидов. Если каждый из глав управ будет держать на контроле, как идет приспособление среды на вверенной ему территории, городским властям будет намного легче.
- Конечно, все проблемы приспособления среды мы обсудить не сможем. Давайте остановимся на вопросах приспособления объектов улично-дорожной сети.
В городе действует 706 маршрутов, из них на 529 маршрутах (73,1% автобусных и 87,6% троллейбусных маршрутов) работает 1794 низкопольных автобусов и 380 троллейбусов. В 2009 году приобретены 560 автобусов и 95 троллейбусов.
В настоящее время у нас в городе работает 22 специальных маршрута, которые позволяют инвалидам добираться до социально-значимых объектов без пересадок.
Конечно, этого недостаточно. Я считаю, что на всех маршрутах должны работать автобусы и троллейбусы, адаптированные для инвалидов. В результате получилось, что городской пассажирский транспорт у нас адаптирован на 30%.
За последние два года автобусы и троллейбусы закупались, но их все равно не хватает. Получается, что пассажиру-инвалиду приходится какое-то время, иногда полчаса – час, ждать прихода транспорта, чтобы сесть и ехать по своему маршруту. В этом году программа будет продолжена, департамент транспорта и связи планирует закупить порядка 397 низкопольных автобусов и 153 низкопольных троллейбуса, и мы, таким образом, еще продвинемся в решении этого вопроса.
- А все станции метро когда-нибудь будут доступны для инвалидов?
- Я недавно по поручению мэра был в Нью-Йорке, там тоже большая проблема с адаптацией транспорта, особенно метро. Так на сегодняшний день у них приспособлено 47 из 426 станций, они до конца 2010 года собираются адаптировать еще 30, таким образом, у них получится 77 станций. Но они приспосабливают узловые станции, станции на транспортных развязках, конечные пункты.
Я считаю, что наша транспортная инфраструктура тоже должна приспосабливаться таким образом – сначала конечные пункты автобусов, троллейбусов, метро, пересадочные станции. Я понимаю серьезность проблемы - метрополитен у нас старый, с 1936 года, кроме того, в большинстве своем это станции глубокого заложения, но при желании приспособить отдельные станции можно. В настоящее время руководство метрополитена и департамента транспорта и связи над этим работают. Сейчас встала на реконструкцию Филевская линия, и мы надеемся, что эта линия, которая считается наземной, будет полностью приспособлена для инвалидов. Все новые станции вводятся полностью приспособленными - и это уже достижение.
- В городе также есть служба «Социальное такси», она пользуется спросом у инвалидов?
- Конечно, в 2009 году было осуществлено 137 тысяч заявок, это очень высокая цифра. Вы знаете, что 50% стоимости оплачивает город, 50% - сам инвалид. Но я считаю, что нам необходимо реформировать подходы к оказанию услуг службой социального такси, и кризис тут ни при чем. У нас есть различные категории инвалидов - есть тяжелые, есть инвалиды по общему состоянию здоровья, которые нормально, спокойно могут передвигаться на общественном транспорте.
И предоставлять всем инвалидам услугу социального такси, я считаю, неправильно. Здесь нужен адресный подход, именно так работают подобные службы в Европе и Америке. Там заявку могут принять только по индивидуальной программе реабилитации и по рекомендации врача. У нас получается, что мы предоставляем услугу всем, мы не контролируем количество поездок, не контролируем, кто вообще едет – сам инвалид или его родственники. Над этой проблемой мы будем работать в этом году вместе с общественными организациями инвалидов. В 2011 году, возможно, произойдет реформирование системы.
Форма оплаты услуг социального такси также меняется – мы уходим от «дедовского» способа оплаты талонами и устанавливаем в автомобилях мобильные терминалы. Они нужны для того, чтобы инвалид при оплате мог пользоваться «Социальной картой москвича». Это удобно и им, и нам, и оператору и является более цивилизованной современной системой. В этом году департамент транспорта и связи обещал закупить еще 100 таких терминалов.
- На заседании правительства города вы рассказали о том, что в Москве планируется создать службу социальных помощников для инвалидов. Когда она будет создана?
- Мы с 1 июля будем вводить службу социальных помощников для тяжелых инвалидов. Речь идет о тех инвалидах, которые хотят при этом оставаться активными членами общества. Они могут посещать всевозможные заседания, кружки, мероприятия, но им нужна помощь сопровождающего лица. К тому же благодаря социальным помощникам удастся немного освободить родственников. Если это мать или супруга, как правило, они не работают, теряют свою профессиональную значимость, а мы им дадим возможность реализовать себя.
- Кто будет работать в службе социальных помощников?
- В службе будут работать наши социальные работники. Конечно, по моему мнению, там должна работать молодежь. У нас есть специальная программа: мы планируем привлечь в службу социальных помощников волонтеров и студентов в летний период.
- Будут ли они помогать ветеранам Великой Отечественной войны, особенно когда начнутся мероприятия, приуроченные к 65-летию Победы?
- 65-летие Победы – одно из центральных событий этого года, многие департаменты и комитеты города активно ведут подготовку к нему, особенно наш комитет общественных связей. Все ветераны, которые пойдут на Парад, а это около 750 человек, будут сопровождаться молодежью. Кроме того, никто из ветеранов не останется без нашего внимания и заботы.
В преддверии Дня Победы, в апреле, ветераны получат единовременную материальную помощь от правительства Москвы.
- Улучшилось ли материальное положение ветеранов и всех московских пенсионеров с 1 января 2010 года? Не «съедают» ли высокие тарифы прибавки к пенсиям?
- В Москве поживают примерно 247,5 тысячи ветеранов войны, из них почти 10,9 тысячи инвалидов Великой Отечественной войны, около 42 тысяч военнослужащих, проходивших в период войны службу в воинских частях, чуть более 4,6 тысячи награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», и более 190 тысяч тружеников тыла. Для них в городе делается много.
Инвалиды и участники боевых действий Великой Отечественной войны освобождены от оплаты за жилье и коммунальные услуги, абоненты телефонных сетей получают денежную компенсацию на оплату услуг местной телефонной связи. Труженикам тыла предоставлено право на получение бесплатной санаторно-курортной путевки, бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом, 50% скидка по оплате жилья и коммунальных услуг и другие льготы.
Что касается пенсий и городских надбавок, то средний доход ветерана-участника Великой Отечественной войны в Москве в настоящее время составляет около 20 тысяч, а у некоторых и больше. Последняя прибавка к пенсии с 1 апреля 2010 года, по нашим подсчетам, даст участникам войны дополнительно около 1,5 тысячи рублей. А в среднем по городу пенсионеры получат прибавку около 500 рублей.
Вот вы говорите – выросли тарифы, но и пенсия в Москве в 2010 году выросла практически в два раза. Минимальная пенсия в 2009 году была 6,8 тысячи рублей, а в 2010 году стала 10,275 тысячи рублей. Увеличение более чем на 50%. При этом тарифы у нас выросли на 23%. Никто не говорит, что это хорошо, но тарифы растут во всем мире, это естественно. В любом случае уровень жизни московского пенсионера улучшился. По 213-му федеральному закону в доход пенсионера включаются и все единовременные выплаты, и все денежные выражения натуральных льгот, и денежный эквивалент проезда на пассажирском транспорте.
В Москве мы берем только пенсию и городскую доплату, больше ничего. Ни ежемесячные выплаты, а у некоторых категорий пенсионеров они значительные – инвалид войны получает 3,088 тысячи рублей, ничего другого не приплюсовывается в их доходы.
- В прошлом году прослеживалась такая тенденция – многие пенсионеры были уволены с предприятий. Как обстоят дела в этом году?
- Зачастую в первую очередь действительно увольняли пенсионеров. Но это объяснимо. Если в структуре работает пенсионер и молодой человек, который содержит семью, естественно, оставят молодого сотрудника. Ведь у него, как правило, нет никаких других доходов. В 2009 году увеличилось количество пенсионеров, получающих городскую доплату – на 25 тысяч человек. Это своего рода показатель. Большая часть этих пенсионеров – люди, которые работали и были уволены. Но в целом город сдержал натиск безработицы. Мы удержали уровень безработицы на цифре 0,98%. Это при том, что у нас на 60 тысяч безработных имелись свыше 120 тысяч вакансий. То есть на каждого безработного в городе приходилось примерно две вакансии.
- Многие одинокие пенсионеры решаются на заключение договора пожизненного содержания, чтобы только не остаться без помощи. Много ли в Москве таких людей и какая помощь им оказывается?
- Да, одиноких у нас действительно много, с ними работает наше ГУП «Моссоцгарантия». В настоящее время около 3,8 тысячи одиноких пенсионеров заключили договоры пожизненного содержания с иждивением. За это им предоставляются дополнительные денежные выплаты, освобождение от оплаты жилищно-коммунальных услуг, проводится ремонт жилья, приобретаются товары длительного пользования и многое другое. Ежегодно предприятие предоставляет своим подопечным возможность для посещения театров и музеев. В 2009 году появилась новая форма обслуживания – социальный туризм.
- Расскажите, пожалуйста, как наши пенсионеры осваивают компьютерные технологии? Слышала, что многие из них самостоятельно заказывают продукты через интернет.
- У нас уже 15 тысяч пенсионеров сами заказывают себе продукты питания и товары первой необходимости, из них порядка 8 тысяч – через интернет. Кроме того, постоянно растет количество центров соцобслуживания, где работают курсы компьютерной грамотности. Сейчас у нас такие курсы есть в 72 социальных центрах. Общественный доступ в интернет обеспечен в 36 из них.
- И напоследок расскажите, пожалуйста, о ваших сотрудниках – о самих социальных работниках.
- Если говорить про всю систему социальной защиты, в ней работает около 50 тысяч человек, из них где-то 13,5 тысячи – социальные работники. В основном это, конечно, женщины. 8 июня мы отметим наш традиционный праздник – день социального работника.
- В 2009 году работники социальной сферы стали получать зарплату на 11% выше, чем работники промышленного сектора. Ожидается ли рост зарплаты в этом году?
- Мы очень благодарны правительству Москвы за то, что в 2009 году повышение зарплаты работников бюджетной сферы произошло в опережающем режиме. В этом году посмотрим. Я думаю, что зарплата будет расти общим шагом, по всей бюджетной сфере.
- Нередко социальных работников обвиняют в спекуляции путевками, дорогостоящими билетами...
- Если будет установлен факт, что в органах соцзащиты за путевку кто-то что-то берет, шоколадку или доллары, дело будет тут же передано в правоохранительные органы. В нашей системе это просто должно быть исключено. Но если такие сигналы будут, давайте работать вместе. Поверьте, в этом случае будут приняты самые строгие меры!