Ретроспектива Александра Дейнеки под названием "Работать, строить и не ныть!.." открывается в Третьяковской галерее на Крымском валу.
Живописец, график и скульптор, народный художник СССР Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 г. в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Учился в железнодорожном училище и одновременно посещал художественную студию.
В 1915 – 1917 гг. учился в Харьковском художественном училище.
В 1918 г. Дейнека вернулся в Курск, где работал фотографом в Угрозыске, оформлял революционные праздники, агитпоезда, театральные постановки.
С 1919 г. по 1920 г. Дейнека находился в Красной армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и в качестве художника передвижного красноармейского театра выезжал на фронт. Писал плакаты для Курского отделения "Окон РОСТа".
После службы в армии Дейнека поехал учиться в Москву. Он поступил на полиграфический факультет Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), где его педагогом был Владимир Фаворский, оказавший на него особое влияние.
В конце 1924 г. Дейнека начал работать в журнале "Безбожник у станка", он сотрудничал и в других изданиях советской периодической печати. Его рисунки появлялись на страницах журналов "Красная нива", "Смена", "Прожектор".
В 1924 г. состоялась первая выставка Александра Дейнеки, в которой он участвовал в составе "Группы трех" (в группу входили также Андрей Гончаров и Юрий Пименов); работы художника также были представлены на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства.
В 1925 г. он стал одним из учредителей "Общества станковистов" (ОСТ).
Большую пользу приносили художнику творческие командировки по стране. В результате поездок появились его картины "Перед спуском в шахту" (1925), "На стройке новых цехов"(1926), "Текстильщицы"(1927).
В 1928 г. Дейнека ушел из ОСТа и стал членом художественного объединения "Октябрь". В это время он иллюстрирует детские книги и ведет отделение плаката в Полиграфическом институте, а также пишет картину "Оборона Петрограда".
В 1930 г. художник создал плакаты "Механизируем Донбасс", "Физкультурница".
В 1931 г. он стал членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ).
В 30-е гг. появились очень разные по своему настроению и тематике картины и акварели художника: "На балконе", "Девочка у окна", "Наемники интервентов", "На допросе", "Игра в мяч", "Купающиеся девушки", "Бег". Одной из лучших работ этого периода считается картина "Мать". В 1932 г. он пишет монументальное панно "Гражданская авиация".
С середины 1930-х гг. Дейнека увлекся современными темами. Он пишет картины "Парашютисты над морем", "Будущие летчики".
В 1935 г. Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Он посещает Америку, Францию, Италию. Вернувшись из командировки, он пишет на основе путевых зарисовок большой цикл акварелей и картин: "Улица в Риме" (1935), "Тюильри"(1935), "Негритянский концерт" (1935).
Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке. Самое большое полотно было создано художником для Советского павильона на Международной выставке в Париже (1937). В 1937 г. он был награжден золотой медалью Парижской всемирной выставки за панно "Знатные люди Страны Советов".
К числу наиболее значительных работ конца 1930-х – начала 1940-х относится "Левый марш" (1940).
Новый этап творчества Дейнеки в области монументального искусства был связан с мозаикой. В 1938 г. для сводов зала метро "Маяковская" им был создан мозаичный цикл "Утро Страны Советов". Архитектурный проект станции был удостоен Гран-при на Международной выставке 1939 г. в Нью-Йорке.
В период Великой Отечественной войны Дейнека создал такие произведения, как "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г." (1941), "Сгоревшая деревня" (1942), "Оборона Севастополя" (1942), "По дорогам войны" (1942).
К числу значительных работ послевоенного времени относятся полотна "Донбасс" (1947), "На просторах подмосковных строек" (1949), "Кузнецы"(1957), "Тракторист"(1956), "У моря", "Рыбачки" (1956), "Москва военная", "В Севастополе" (1959).
В 1947 – 1958 гг. Александр Дейнека работал в своем любимом жанре – монументальном искусстве. Он работал как скульптор в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе. В этот период им созданы мозаичные портреты великих ученых мира для нового здания Московского университета, сделаны росписи в Челябинском театре оперы и балета, оформление павильона СССР на Международной выставке в Брюсселе.
В 1961 г. художник участвовал в оформлении Дворца съездов в Кремле. По его эскизам создан фриз с изображением гербов советских республик в фойе зала заседаний.
После закрытия возглавляемого им Института декоративно-прикладного искусства, его карьера художника завершилась.
На протяжении всей карьеры Дейнека также активно занимался преподаванием, работая в различных вузах: в 1928 – 1930 гг. – в московском ВХУТЕИНе (Высший художественно-технический институт), с 1928 г. по 1934 г. – в Московском полиграфическом институте, с 1934 г. по 1963 г. (с перерывами) – в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, с 1945 г. по 1952 г. – в Московском институте прикладного и декоративного искусства, где до 1948 г. занимал должность директора, с 1953 г. по 1957 г. он преподавал в Московском архитектурном институте.
Был автором книг "Избранные произведения", "Из моей рабочей практики", "Учитесь рисовать".
Александр Дейнека являлся членом президиума (с 1958 г.), вице-президентом (1962 – 1966), академиком-секретарем (1966 –1968) отделения декоративных искусств Академии художеств СССР.
В 1964 г. за серию мозаик "Люди страны Советов" ("Хорошее утро", "Хоккеисты", "Доярка", "Красногвардеец") он был удостоен Ленинской премии.
Художник был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, в 1969 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
5 июня 1969 г. в залах Академии художеств открылась персональная выставка художника, а 12 июня 1969 г. Александр Дейнека скончался. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Большинство работ Александра Дейнеки оказались в лучших российских музеях, а в частных коллекциях остались единичные экземпляры. Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее и в других крупных музеях бывшего СССР. Самое большое собрание его работ находится в Курской картинной галерее.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников