МОСКВА, 16 мар - РИА Новости. Минэкономразвития определило порядок и сроки реорганизации созданных в России семи госкорпораций и подготовило два законопроекта по повышению прозрачности деятельности и закупок, попытавшись распространить на них корпоративные нормы и требования к госслужащим, но так и не осмелившись построить их в один ряд с госзаказчиками.
Эксперты, в целом поддерживая эти законодательные подвижки, все же считают, что вопрос нужно решать "в корне" и как можно быстрее реформировать госкорпорации в регулируемые действующими законами организационно-правовые формы - госкомпании и акционерные общества.
Президент РФ Дмитрий Медведев в послании федеральному собранию в ноябре прошлого года поставил задачу разобраться с госкорпорациями, которые соединяют в себе управленческие и коммерческие функции. Правительству было дано поручение подготовить законопроекты о повышении эффективности госкорпораций, в частности, о введении в них независимого аудита. Проекты федеральных законов также должны предусматривать увязку оплаты труда должностных лиц с показателями снижения издержек, повышения энергоэффективности и производительности труда, внедрения передовых технологий и инноваций.
Поручение президента должно было быть исполнено к 1 марта, но глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сообщила во вторник на совещании в Кремле, что законопроекты сейчас находятся на согласовании и будут внесены до 1 апреля.
Создание госкорпораций стало магистральным направлением государственной политики во второй половине 2007 года. Сейчас в РФ существует семь госкорпораций - Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ), Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ("Ростехнологии"), Российская корпорация нанотехнологий ("Роснано"), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Государственная корпорация по атомной энергии ("Росатом") и Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой").
Чубайс - опять впереди
Первой госкорпорацией, которая будет преобразована в акционерное общество, станет "Роснано", ее реорганизуют до конца этого года, сообщила Набиуллина на совещании у президента, посвященном исполнению его поручений.
Присутствовавший на встрече глава "Роснано" Анатолий Чубайс согласился, отметив, что срок для акционирования - четвертый квартал 2010 года "может быть, жестковатый, но в принципе реалистичный".
Проанализировав деятельность остальных госкорпораций, МЭР предложил не трогать Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое исполняет только публичные функции и не затрагивает конкурентную среду.
Для двух госкорпораций определены сроки их деятельности - Фонд содействия реформированию ЖКХ и Олимпстрой должны закончить работу в 2013 и в 2015 годах соответственно.
"Есть три госкорпорации - Ростехнологии, Внешэкономбанк и Росатом, которые совмещают публичные функции и деятельность в коммерческой среде. Мы предлагаем для них выделить переходный период, в рамках которого коммерческие активы и проекты будут сгруппированы в акционерном обществе и выводиться на рынок. По истечении переходного периода надо будет принимать решение, нужно ли оставлять ту часть, которая остается после такого преобразования", - сказала Набиуллина.
Медведев сказал, что в целом с предложениями Минэкономразвития согласен, но предостерег от возможности развития коррупции в ряде корпораций.
"Наблюдательные советы госкорпораций должны принять стратегии, показатели эффективности, должен быть введен институт одобрения крупных сделок, сделок с заинтересованностью. В наблюдательные советы должны включаться независимые директора, для всех госкорпораций должна быть закреплена возможность проведения аудита Счетной палатой и независимого аудита", - сообщила Набиуллина.
В соответствии с законопроектом правительство должно регламентировать деятельность своих представителей в наблюдательных советах.
Прозрачность с оговоркой
Кроме того, как сообщила Набиуллина, подготовлен отдельный законопроект по регулированию закупочной деятельности госкорпораций. "Мы не предлагаем в полной мере распространить действие 94-го закона (о госзакупках), но предлагаем обязать госкорпорации иметь свои прозрачные процедуры госзакупок, прозрачные правила с размещением информации о закупках на едином информационном сайте в интернете", - сказала министр.
Медведев напомнил, что в его поручении указывалось на необходимость распространить его действие на госкорпорации. "Если вы считаете как-то иначе, то тогда необходимо эту позицию мотивировать", - отметил он. Набиуллина в ответ пояснила, что это делается с учетом особенностей деятельности госкорпораций и естественных монополий.
МЭР и ФАС еще два года назад говорили о необходимости распространить действие закона о госзакупках на монополии, потом это стало актуальным и для госкорпораций. Сейчас закон о госзакупках распространяется только на бюджетополучателей - федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Естественные монополии обязаны проводить аукционы только при закупках финансовых услуг. Изначально планировалось перенести на монополии все нормы действующего законодательства. Однако при обсуждении с представителями монополий родился более мягкий вариант в виде специального закона с учетом "отраслевых" особенностей.
"Законопроект предусматривает возможность субъектов естественных монополий и госкорпораций самим определять процедуру закупок. На данном этапе нам важно обеспечить в первую очередь публичность закупок путем размещения информации о них на едином информационном ресурсе. Таким ресурсом станет портал госзакупок", - сказала РИА Новости замдиректора департамента госрегулирования и конкурентной политики министерства Анна Катамадзе.
Вынужденная половинчатость
Опрошенные РИА Новости эксперты приветствуют регламентацию деятельности госкорпораций, но отмечают при этом, что правильнее все же быстрее провести их реорганизацию в общепринятые формы - госкомпании и акционерные общества.
"Оставлять госкорпорации как есть было совсем неприлично, когда их противоречивость и неэффективность была признана президентом", - указал директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Стратегически экономист согласен с тем, что "Роснано" акционируют, Фонд ЖКХ и "Олимпстрой" оставят работать до конца, а Агентство по страхованию вкладов оставят как есть.
"Как раз для АСВ было бы плохо, если б началось преобразование. Эта организация сходна с фондами пенсионного, медицинского, социального страхования, с Центробанком, которые существуют без определения в Гражданском кодексе организационной формы, для них приняты специальные законы. И хорошо было бы, если бы параллельно со всей реформой госкорпораций решился вопрос об организационно-правовой форме этих учреждений", - продолжил собеседник.
Он считает, что вопрос с акционированием "Росатома", "Ростехнологий" и ВЭБа можно решить за год. "Год - реальный срок для этого. Причем, ВЭБ можно безболезненно очистить от функций, которые не может выполнять АО, например, внести поправки в законодательство об инвестировании пенсионных сбережений", - полагает эксперт.
Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, в свою очередь, указал, что все вопросы и нарекания в отношении госкорпораций, будь то изъятие прибыли или госзакупки, возникают из-за их непонятного статуса, прежде всего юридического: кто является собственником корпораций.
"Правительство, к сожалению, так и не дало пояснений, в чем необходимость использования такой формы (госкорпорация). Если обычное законодательство ограничивает возможности развития этих компаний, то нужно совершенствовать обычное законодательство, чтобы дать возможность развиваться всем компаниям", - отметил экономист.
Нынешние меры властей "по необходимости половинчатые", считает Гурвич. "Необходимо как можно скорее вернуться к рассмотрению их статуса. Я думаю, что большая часть корпораций должны стать просто госкомпаниями, как во всем мире", - заключил эксперт.