Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Интересное обстоятельство: западные средства массовой информации подавали и подают новости вокруг ложной тревоги на грузинском телевидении в максимально нейтральной, лаконичной манере. Не вспоминают даже хрестоматийные примеры из истории мировых масс-медиа: радиопостановку «Войны миров» Уэллса в 1938 году, заставившую американцев поверить во вторжение марсиан, а также аналогичную передачу на эквадорском радио в 1949 году, закончившуюся народным штурмом проштрафившейся радиостанции с шестью трупами в печальном «сухом остатке».
Между тем, если бы аналогичная история случилась в России (скажем, если бы Первый канал запустил «обманку» про вторжение войск НАТО в Калининград), поток иронии от Ванкувера до Токио был бы неиссякаемым. Возможно, Саакашвили подобный итог должен даже огорчать: ничто так не тревожит креативного пиарщика, как отсутствие в СМИ внимания к его задумке. А Михаил Николаевич, безусловно, является креативным пиарщиком - таковым его назвал на сегодняшнем «телемосте» с РИА Новости не кто иной, как его собственный бывший премьер-министр Зураб Ногаидели. «В области пиара мы еще многое увидим от Саакашвили»,- заверил Ногаидели российских и грузинских журналистов.
Увы, очень часто то, что теперь называется пиаром, по-старому можно было бы назвать ложью, провокацией или в лучшем случае пустозвонством. Но Саакашвили уже давно старается идти в ногу с веком, а потому денег на пиар не жалеет. Незадолго перед устроенными каналом «Имеди» мартовскими идами (попыткой переворота, придуманной известным древнеримским пиарщиком Цицероном) Грузия наняла еще одну пиар-компанию в США - Podesta Group. Тогда же был заключен контракт на 436 тысяч долларов с Gephardt Group Government Affairs - пиар-фирмой, возглавляемой Ричардом Гепхардтом, бывшим лидером фракции Демократической партии в нижней палате американского парламента. В одни только месяцы, непосредственно последовавшие за событиями августа 2008 года, Саакашвили затратил на своих американских лоббистов, по данным Transparency International, 1,67 миллионов долларов. И эта сумма вряд ли отражает все расходы, поскольку в контрактах указывается обязательство грузинской стороны оплачивать своим американским работникам командировки и пребывание в гостиницах по обе стороны океана, а также покрывать другие возникающие «необходимые расходы».
Наверно, нехорошо считать деньги в чужом бюджете, но мне при чтении этих цифр вспомнились уволенные профессора Тбилисского университета, старенькие книги о грузинской литературе, которые приходится читать за неимением новых, а также грузинский саночник на Олимпиаде, разбившийся из-за недостатка тренировок, на которые у грузинской саночной федерации просто не оказалось денег.
Искусство, наука, спорт не высших достижений - все это старомодно, нерыночно, неперспективно. Перспективен - пиар. На него выделяются миллионы долларов, о нем читают высосанные из пальца курсы лекций что в Москве, что в Тбилиси. В пиар-сопровождение высших чиновников превращаются телевидение, радио, спортивные мероприятия и поп-концерты. Как любая ложь и пустозвонство, этот пиар маскирует отсутствие реальных успехов в политике и, более того, отсутствие планов решения проблем. После войны 2008 года военный путь решения южноосетинской и абхазской проблем для Грузии закрыт. Дипломатическое давление на Россию Саакашвили оказать не может из-за неоднозначности своей репутации. Остается организовывать пиар-акции. И он организовывает. Сначала был торговавший с Абхазией турецкий капитан, осужденный, как его французский коллега Эдмон Дантес, грузинским судом на 14 лет. Потом подрыв памятника ветеранам. Теперь вот война миров…
На все упреки в том, что бюджетные деньги идут на ложь и пустозвонство, «черные пиарщики» отвечают, как правило, ссылками на мировой опыт и необходимость отхода от авторитарного сознания. Вот и Саакашвили, когда в передаче Би-би-си Hard Talk («Трудный разговор») его спросили о связях с Ренди Шойнеманном, пиарщиком бывшего кандидата в президенты США Джона Маккейна, ограничился замечанием интервьюеру: «Вы говорите совсем как Путин».
Наверно, нанимать пиар-фирмы в США - это и в самом деле значит идти в ногу с веком. Но вспоминается фраза апостола Павла: «Мудрость века сего есть безумие перед Господом».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции