Ксения Нака, Токио, для РИА Новости
Токийская служба безопасности на море в минувшую пятницу арестовала капитана корабля Ady Gil австралийской экологической организации Sea Shepard Conservation Society, новозеландца Питера Бетьюна по подозрению в незаконном проникновении на японский корабль. Арест капитана – логичное завершение китовой войны западных экологов с японцами в Антарктике в этом сезоне.
В январе этого года корабль экологов пострадал, пытаясь остановить японское судно. Затем экологи закидали японцев бутылками с масляной кислотой. Трое японцев поучили ранения. Через несколько дней после этого капитан Бетьюн подошел к японскому кораблю на скутере и по защитным сетям взобрался на борт. Он был задержан капитаном японского исследовательского судна "Сионан мару-2" и 12 марта передан токийской службе безопасности на море.
Японские исследовательские корабли ежегодно отлавливают китов в Антарктике в рамках соглашения 1986 года, которое запрещает коммерческий промысел китов, но разрешает "проводить исследования на китах с возможным летальным исходом" в рамках квоты, которая не наносит ущерба их популяции.
На доводы экологов, что для изучения китов необязательно умерщвлять, японцы отвечают, что в этом случае исследование будет неполным. Ну а оставшуюся после изучения тушу было бы неправильно выбрасывать. Куда лучше ее съесть. Экологи с этим смириться не могут, и каждый год находят новые экстравагантные способы, как отравить жизнь японским ученым-китобоям. Правда, помешать отлавливать китов им пока не удалось.
В позиции экологов все ясно: они считают аморальным убийство китов. А вот почему японцы так рьяно отстаивают свое право изучать, а точнее, есть китов, что даже решились пойти на таран вражеского экологического судна? Китовое мясо – большая редкость в японских магазинах, так что даже если однажды исследованиям с гастрономическими интересами будет положен конец, большого ущерба повседневному рациону японцев это не нанесет.
Для Японии вопрос китов, а также дельфинов и тунцов гораздо шире. Официально никто не осмелится озвучить это, однако в Японии попытки экологов ограничить право японцев есть китовое мясо воспринимаются как посягательство чужой западной цивилизации на свою культуру. Издавна японцы убивали китов для еды. Еще несколько десятков лет назад их мясо было неотъемлемой частью рациона. Его включали даже в меню школьных обедов – оно было дешевым и питательным. Япония еще может смириться с международной позицией, что китов убивать нехорошо, когда она принимает форму закона. Закон японцы соблюдают.
Однако стихийные экологические акции Sea Shepard считают проявлением насилия и экстремизма. Когда им объясняют, что китов есть нельзя, потому что они млекопитающие, японцы резонно возражают – а почему бы тогда не запретить потребление говядины и свинины? Ведь коровы и свиньи – тоже млекопитающие. Когда заводят речь о том, что киты – вид исчезающий, японцы напоминают, что исчезающим он стал как раз после того, как киты на протяжении веков варварски истреблялись именно западной цивилизацией ради китового уса для дамских корсетов и китового жира для освещения, а вкусное и ценное китовое мясо просто выбрасывалось за борт. С точки зрения японцев, убийство ради насыщения – неизбежность, один из законов природы, оно не может оцениваться в терминах морали.
Похожий взгляд на вещи существует и у российских чукчей – мясо забитого животного должно быть съедено до остатка, до косточки, иначе это будет неуважением к животному и будет означать, что оно погибло зря. Именно поэтому недоумение японцев вызывает столь односторонняя направленность западных экологов. Почему никто не пытается помешать охоте на лис, например, мясо которых заведомо непригодно в пищу? Их убивают исключительно ради развлечения, что как раз и является, с точки зрения японцев, аморальным. Не говоря уже о том, что лисы, как и киты – тоже млекопитающие.
В прошлое воскресенье американская Киноакадемия присудила высшую награду "Оскар" документальному фильму "Бухта" режиссера Луи Психойоса о варварском истреблении дельфинов в японском поселке Тайдзи. Фильм, жанр которого критики относят к экологическому триллеру, красочно описывает процесс охоты на дельфинов как кровавую бойню. Для местных жителей это – традиция с четырехвековой историей. Основная масса японцев дельфинов не ест, но для жителей Тайдзи их мясо – привычная часть повседневного рациона. Отлов дельфинов проводится строго в рамках квоты и в масштабе не 24 тысяч, как сказано в фильме, а чуть более двух. С точки зрения японцев они действуют строго в рамках закона, а вот съемки проводились без разрешения, по-партизански. Администрация поселка выступила с заявлением о том, что информация о размерах содержания в дельфиньем мясе ртути является ложной. Но главным тезисом протеста стал призыв к взаимному уважению традиций и культуры.
Японцы видят в настойчивом стремлении запретить им есть то, что они ели всегда, отторжение на культурологическом уровне – европейцы китов не едят, поэтому сам факт, что кто-то может употреблять их мясо в пищу, вызывает на Западе столь острую и отчасти брезгливую реакцию. И именно поэтому Япония готова бороться за право охотиться на китов и дельфинов: для нее на кон поставлен вопрос защиты собственной культуры.
В терминологии и той, и другой стороны все чаще звучит боевая лексика. В минувшую субботу, 13 марта, в Катаре открылось совещание по конвенции СИТЕС (Конвенция о международной торговле видами флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения). Япония уже заявила, будет "сражаться до последнего": на совещании может быть принят запрет международной торговли голубым тунцом в Атлантическом океане и Средиземном море. В отличие от китов и дельфинов, тунцовое мясо широко используется в Японии – в любом супермаркете под него выделен особый прилавок, его едят в сыром и жареном виде в ресторанах, закусочных и просто дома. Да, тунца едят не только японцы, но запрет сильнее всего ударит именно по ним. Япония потребляет 80% голубого тунца, выловленного в Атлантике и Средиземном море. Решение США и Евросоюза поддержать такое решение воспринято в Японии с обидой, почти как предательство.
Ежегодно на японском рынке реализуется 43 тысячи тонн мяса голубого тунца. Половина его – как раз из Атлантики и Средиземного моря. И хотя помимо голубого, японская кухня использует еще 4 вида тунца, и доля голубого тунца – лишь 10% от всего тунцового мяса, потребляемого в Японии, для нее это вопрос принципа. "Если это предложение будет принято, потом последуют запреты на другие виды тунцов. Давайте запретим южного тунца, потом большеглазого, и так это будет шириться. И ареал тоже перейдет от Атлантического океана на Индийский, потом на Тихий и так далее. Поэтому мы намерены во что бы то ни стало препятствовать этому (предложению)", заявил в парламенте министр рыбного хозяйства Японии Хиротака Акамацу.
Что бы ни говорили защитники природы, с точки зрения Японии ситуация выглядит приблизительно так: "Сначала нам запретили есть китов. Мы согласились с тем, что на наш стол попадут жалкие остатки от так называемой исследовательской деятельности. Да и ту вести не дают. Бедных жителей захолустной деревеньки ославили на весь мир как извергов и почти людоедов за то, что они уже 400 лет едят дельфинов. Теперь тунцы. Правда, никто на западе не говорит, что их есть аморально. Потому что сами едят с удовольствием. Теперь европейцы объявили, что тунцов тоже надо спасать, и поэтому они – европейцы – будут есть их сами: запрет распространяется только на международную торговлю, а не на сам промысел. А на японский стол ничего не попадет".
Представим себе, что в один прекрасный день по инициативе, допустим, мусульманских государств, где, как известно свинина не в ходу, нам запретят есть свинину. Потому, что есть свинину – нецивилизованно с точки зрения мусульманской морали. Или по инициативе Индии введут запрет на международную торговлю говядиной.
Пока Запад защищает животных, а Восток считает это угрозой своей культуре, конца борьбе видно не будет. И для одной, и для другой стороны эта война – война непонимания и неприятия разных культур, война цивилизаций – западной и восточной. Эта борьба становится все ожесточеннее с каждым годом. Только киты, дельфины и тунцы здесь уже ни при чем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции