МОСКВА, 15 мар - РИА Новости. Рабочая группа Госдумы РФ по подготовке ко второму чтению проекта закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" предлагает обязать средства массовой информации напрямую предоставлять Федеральной службе по финансовым рынкам сведения об источнике опубликованной информации в том случае, если она оказалась ложной и привела к существенным отклонениям биржевых торгов от уровней, которые сформировались бы без распространения таких сведений. Об этом говорится в рабочем варианте законопроекта, имеющимся в распоряжении РИА Новости.
В документе указывается, что предоставление такой информации не является нарушением тайны какого-либо рода, но в случае уклонения от требований ФСФР, сокрытия или предоставления заведомо ложных сведений, СМИ должны будут нести ответственность в соответствии с российским законодательством. В настоящее время обязать средство массовой информации раскрыть сведения об источнике возможно только в судебном порядке, а разработчики документа предлагают наделить ФСФР правом требовать от СМИ эту информацию напрямую. В то же время, в законопроекте в его нынешнем виде возможные санкции не прописаны.
Вместе с тем, текст пока не является окончательным, сказала РИА Новости заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Лиана Пепеляева. Прежде чем предложить документ на пленарное заседание палаты, его должны рекомендовать ко второму чтению рабочая группа, которая занимается его подготовкой, и комитет по финансовому рынку, отметила она.
Инсайдер и манипулятор
Согласно законопроекту, информационные агентства являются инсайдерами, если осуществляют раскрытие или предоставление информации от эмитентов, управляющих компаний, производителей товара с долей не менее 35%, организаторов торговли и инфраструктурных организаций, профучастников рынка, получивших инсайдерскую информацию от клиента. В этот список входят также и федеральные органы исполнительной власти.
Одновременно в новой редакции был определен состав манипулирования рынком - это умышленное распространение через СМИ заведомо ложных или вводящих в заблуждение сведений, которые повлекли существенное изменение ситуации на рынке.
За что отвечают СМИ
Вместе с тем, в проекте закона говорится и о том, что СМИ, через которые распространены ложные или вводящие в заблуждение сведения, а также их руководство и причастные сотрудники, не могут быть привлечены к ответственности за манипулирование рынком, если дословно воспроизвели высказывания лиц, которые могут быть установлены из содержания публикации. Также СМИ не привлекается к ответственности в том случае, если указанные сведения являются дословным воспроизведением сведений из других СМИ, которые также можно установлены из публикации.
Но в том случае, если полученная информация была использована с целью наживы или избежания убытков, или если заведомо ложные сведения распространялись на условиях имущественной выгоды, СМИ обязаны нести ответственность.
Комментарии депутата
Разработка закона об инсайде вызвала большой отклик у СМИ, которые настаивали, что распространение недостоверных сведений, если издание не знает об их недостоверности, а также дословное воспроизведение фрагментов публичных высказываний, заявлений или сообщений граждан и юридических лиц не должно считаться неправомерным использованием инсайдерской информации или манипулированием рынком.
В беседе с РИА Новости Пепеляева отметила, что ФСФР проделала большую работу по согласованию вопросов по законопроекту со средствами массовой информации.
Она напомнила, что одной из предложенных ФСФР поправок закрепляются условия, при которых юридическое лицо, выпускающее продукцию СМИ или являющееся редакцией СМИ, привлекается к ответственности за манипулирование рынком, извлечение выгоды или отказ раскрыть ФСФР источник информации.
"Поправкой вводятся определенные презумпции, позволяющие говорить о "квази-виновности" юридического лица", - сказала Пепеляева.
Другой поправкой предложено закрепить, что передача информации для СМИ и распространение информации самим СМИ не будет нарушать общего запрета на передачу инсайдерской информации третьим лицам, напомнила замруководителя комитета Госдумы.
По словам Пепеляевой, "эта норма является неким компромиссом", но запрет вводился для того, чтобы ограничить возможность недобросовестного использования инсайдерской информации. Поэтому нужно дополнительно оценить, не позволит ли предложенная формулировка легко обходить запрет "по формальным признакам"", добавила она.
Проект закона был внесен в Госдуму правительством РФ в конце декабря 2008 года. В процессе его подготовки и рассмотрения в российском парламенте возникало немало спорных моментов, касающихся как определения базовых понятий, так и круга лиц, причастных к распространению и использованию инсайдерской информации. В первом чтении законопроект был одобрен Госдумой РФ 17 апреля 2009 года. К маю президент России Дмитрий Медведев поручил своей администрации и правительству урегулировать вопросы, связанные с законом об инсайдерской информации.