О кризисе в моде, роли байеров и новом формате презентаций коллекций рассказал генеральный продюсер Российской недели моды Александр Шумский.
- Эта Российская неделя моды – юбилейная. В связи с этим есть ли у нее какое-то принципиальное отличие от предыдущих: может быть, концептуально или же по настроению?
- В этом сезоне состоится 20-я RFW, неделе моды уже 10 лет, но по этому поводу мы не делаем никаких праздников, потому что это в первую очередь рабочее мероприятие. Главное ее отличие от предыдущих – это, собственно, новые коллекции будущего сезона. В рамках RFW пройдет Британский день с участием PPQ, Eley Kishimoto и других. Будут и специальные проекты: модный критик Диана Перне привезет фестиваль фильмов о моде и, главное, она объявит о поиске талантливых российских режиссеров, делающих фэшн-короткометражки. Во Всероссийском Музее Декоративно-прикладного искусства в рамках проекта «Российский музей моды» откроется уникальная выставка "За пределами подиума: стиль Татьяны Сорокко", куда вошли платья от кутюр из коллекции первой русской топ-модели Татьяны Сорокко – она сама приедет открывать выставку во время Russian Fashion Week. Кстати, выставка продлится до 10 мая. На 20-ю Российскую неделю моды мы ожидаем главных редакторов влиятельных журналов из Великобритании и США. Надеемся, что это даст новый импульс развитию нашей модной мысли.
- Повлияла ли экономическая ситуация на состав дизайнеров?
- Как ни странно, количество дизайнеров-участников подвержено сезонному влиянию: весной их традиционно чуть меньше. Но в этом сезоне мы запускаем новую форму представления коллекций в рамках Russian Fashion Week. У некоторых дизайнеров сегодня нет возможности сделать показ в силу того, что коллекция неполная или не хватает средств на шоу. Для них мы предоставим возможность сделать презентации на площадке RFW, пригласить клиентов и журналистов. Что касается организации показов в целом, то спонсоры не так охотно, как раньше, покрывают расходы дизайнеров из-за сокращения своих бюджетов.
- А как повлиял экономический кризис на индустрию моды в целом?
- Для российских дизайнеров кризис был «мягкий», без трагедий и банкротств - по сравнению с корпорациями, у нас в дизайнерской моде объем бизнеса небольшой, и незначительный отток клиентов особой роли не сыграл. Сейчас наблюдается определенное оживление, все это время молодые дизайнеры продолжали работать, и мы на неделе представим порядка около 10 новых имен, которые будут лет через пять делать моду в этой стране. Вместе с тем, у многих западных марок упали продажи, модные дома Эскада и Йоджи Ямамото обанкротились, а представить такое пару лет назад было невозможно.
- RFW – мероприятие больше профессиональное или светское?
- Оно смешанное, как и любая другая неделя моды в мире. Дизайнеры представляют свое видение моды на полгода вперед, а на показы приходят байеры, журналисты – с этой точки зрения событие профессиональное. С другой стороны, любой показ – это маркетинговая или рекламная акция дизайнера, они заинтересованы сделать из показа событие, и приглашают на него клиентов, друзей и светскую публику. С этой точки зрения мероприятие, несомненно, светское. Самое главное сегодня для дизайнера – это получить хорошие отзывы на коллекцию. Продажи делаются за пределами подиума, как в России, так и в Милане.
- Вас устраивает такое положение дел?
- Сегодня мероприятие отшлифовано в соответствии с теми реалиями, которые мы имеем. Наша задача, как организаторов RFW, генерировать общий интерес к индустрии и самым ярким ее представителям, развивать связи между участниками процесса, создавать возможности. Поэтому мы насыщаем программу Russian Fashion Week семинарами, специальными событиями, лекциями. Добиваться конкретных результатов – это задача дизайнеров. Еще одна задача недели моды - показывать лучших из лучших. Мы, например, отказываем некоторым модельерам потому, что они пока не соответствуют нашему уровню. И это одна из главных задач RFW - находить и показывать все самое интересное. Например, только в Москве есть порядка 200-250 марок и домов моды, а свои коллекции на RFW представляют порядка 50 модельеров.
- Многие дизайнеры делают показы в первую очередь для того, чтобы их заметили байеры. Какова вообще их роль в индустрии моды?
- Они формируют предложение. Универмаги и бутики ориентируются на спрос, на стиль, который востребован, в то же время байеры отбирают лучшее из того, что предлагается на рынке моды. Иногда байеры находят новые бренды и предлагают их своим покупателям. Кризис обозначил два тренда. Во-первых, закупщики из-за сокращенных бюджетов стали ориентироваться на стопроцентные хиты и меньше экспериментировать. Ритейлеры предпочитают концентрироваться на брендах, которые стопроцентно принесут прибыль. Поэтому за любовь торговых сетей сейчас приходиться бороться более отчаянно, чем это было некоторое время назад. Но есть и другая сторона кризиса: роль интернета в модной торговле выросла. А интернет, в некотором смысле, уравнивает шансы, поэтому у новых марок появились альтернативные каналы сбыта. Интернет-магазины только укрепились за последний год.
- У России свой путь развития моды или мы мало чем отличаемся от мирового фэшн-сообщества?
- У нас есть национальная особенность: 20-22-летние дизайнеры запускают собственные марки. В Европе человек сначала учится, потом становится стилистом, подмастерьем, годам к 30, а то и позже находит партнера и запускает собственный бренд. У нас же все происходит быстрее, и в этом есть свои позитивные моменты, потому что творческая мысль живет и бурно развивается. С точки зрения бизнеса говорить о том, что в России есть индустрия моды, пока не приходится. Но то, что у нас много талантов – очень хорошо. Рано или поздно произойдет всплеск, когда количество талантов перейдет в качество и коммерческие результаты. Нечто подобное происходило лет двадцать назад в Лондоне.
- Вы уже 10 лет, несмотря ни на что, проводите Russian Fashion Week. Что позволяет оставаться на плаву?
- Прежде всего, я думаю, секрет заключается в талантливой команде, в которую входят молодые, но уже опытные профессионалы. Я считаю, что она у нас лучшая на рынке с точки зрения организаций мероприятий.