ДАМАСК, 14 мар - РИА Новости, Павел Давыдов. Лидер ливанских друзов Валид Джумблат в интервью общеарабскому телеканалу "Аль-Джазира" извинился перед Сирией за "ненадлежащие" выпады в адрес ее руководства.
На протяжении пяти лет после гибели в феврале 2005 года бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири Джумблат был одним из наиболее яростных критиков Сирии, которую он в числе прочих обвинял в гибели ливанского политика. Однако "так далеко", как он, не заходил, по его собственному признанию, ни один ливанский лидер.
"Никто в своих нападках на Асада не переступал все пределы так часто, как это делал я", - заявил он в одном из своих интервью летом 2009 года.
В январе 2006 года он, в частности, призвал США сменить режим в Дамаске так же, как они это сделали в Багдаде в апреле 2003 года.
Но самый резкий выпад в адрес президента Сирии Башара Асада он сделал в феврале 2007 года. Выступая на митинге в Бейруте по случаю второй годовщины гибели Рафика Харири, он назвал сирийского лидера "змеей" и "тираном" и призвал отомстить ему.
"Я нанес обиду президенту Башару Асаду в минуту гнева", - заявил Джумблат в интервью телеканалу "Аль-Джазира".
Свои высказывания он назвал "ненадлежащими" и "неуместными в политической лексике".
"Я не уверен, что Асад может примириться с этим", - сказал лидер ливанских друзов.
Тем не менее, он призвал сирийское руководство забыть прошлое "в интересах обеих стран".
"Я говорю сегодня: "Простите и забудьте", - заявил Джумблат.
Никакой официальной реакции Дамаска на эти слова не последовало.
60-летний Джумблат был одним из ближайших союзников Сирии в те годы, когда ее войска контролировали ситуацию в Ливане. Однако после гибели Рафика Харири он развернулся на 180 градусов и стал одной из центральных фигур в поддерживаемой Западом "Коалиции 14 марта", требовавшей положить конец "сирийской гегемонии" в Ливане. Поднятый ею массовый народный протест привел к выводу сирийских войск из этой страны весной 2005 года.
В августе 2009 года Джумблат сделал новый политический разворот. Он заявил, что ему "больше не по пути" со своими бывшими союзниками, и что возглавляемая им Прогрессивно-социалистическая партия возвращается к "левым корням и арабизму".
В своем интервью телеканалу "Аль-Джазира" на вопрос, сделал ли он окончательный выбор, Джумблат ответил: "Да".
"Я хочу прояснить отношения с Сирией, открыть новую страницу и установить нормальные отношения между Ливаном и Сирией", - сказал он.
"Я говорю сирийскому народу, что у нас общая судьба. Мы один народ, одна земля", - заявил Джумблат.
Вслед за публичным извинением Джумблата может, как считают ливанские наблюдатели, последовать его визит в Сирию.