Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
События вокруг резолюции шведского парламента, признавшего геноцид армянского народа в 1915 году историческим фактом, нарастают как снежный ком и явно идут в неблагоприятном для армяно-турецких отношений направлении. Таким образом, под угрозой оказывается один из самых амбициозных миротворческих проектов последних лет - примирение Армении и Турции. В случае осуществления этого проекта армяно-турецкая граница могла бы войти в транзитную систему Закавказья и Турции, помогая решению проблем многих стран региона, в первую очередь самой Армении, ныне находящейся в состоянии, близком к блокаде. Сейчас эта перспектива примирения и развития - под угрозой.
Турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган не только отозвал турецкого посла из Стокгольма, но и напомнил, что отозванный недавно из-за аналогичной проблемы посол Турции в США, вернется в американскую столицу только после того, как Вашингтон определится со своей позицией по поводу событий 1915 года. Не внушающее оптимизма заявление пришло вчера и из Еревана: армянский премьер Серж Саргсян сообщил, что Армения может отозвать свою подпись под армяно-турецким протоколом 2009 года о восстановлении дипломатических отношений. Обосновывая свой шаг, Саргсян лишь вскользь упоминал о геноциде, уделив больше внимания карабахской проблеме. Тем не менее, ясно, что обиженная реакция на резолюцию шведского парламента в Анкаре и буря возмущения в тюркоязычной прессе дадут Армении еще один аргумент в пользу «замораживания потепления».
О чем идет исторический спор? В 1915 году, когда участвовавшие в первой мировой войне Россия и Турция воевали друг против друга на Кавказе, турецкое руководство обвинило проживавших вблизи зоны боевых действий армян в пособничестве русской армии. Было принято решение о «временном переселении» армянского меньшинства. Уцелевшие после этого «переселения» армяне описали происшедшее как геноцид, в котором погибло не менее 1,5 млн. их соотечественников. В Турции происшедшее называют гражданским конфликтом.
В Советском Союзе, где жило множество свидетелей случившегося, геноцид армян не отрицался, он находил пусть приглушенное властями, но все же внятное отражение в книгах, фильмах, исторических исследованиях. Это был тот случай, когда СССР говорил правду. Каковы были при этом его мотивы - отдельный вопрос. Вряд ли здесь играли роль сентиментальные воспоминания о подвигах российской армии во время первой мировой войны - у нас, как известно, до сих пор никак не построят приличный памятник погибшим на той войне миллионам россиян.
Тут доминировал турецкий фактор: несмотря на то, что с начала двадцатых годов отношения у республиканской Турции и СССР были неплохие, Турция после второй мировой войны стала членом НАТО. Преступление почившей в бозе Османской империи можно было легко припомнить в случае обострения отношений с руководством «буржуазной» Турецкой республики. Не стоит сбрасывать со счетов и усилия армянской интеллигенции, которая даже в рамках тоталитарного режима не давала забыть о трагедии своего народа.
А вот США и страны НАТО тему событий 1915 года старались не педалировать, чтобы не упустить не вполне надежного союзника - постепенно усиливавшуюся Турцию. В результате процесс расчета с прошлым затянулся на десятилетия и дошел до наших дней, когда Турция из слабого и нестабильного государства начала прошлого века превратилась в мощную страну, заставляющую считаться со своими желаниями даже США. (Примером может служить отказ пропустить американские войска в Ирак и рейды против курдских повстанцев в соседних государствах.) Почувствовав себя нужной и Востоку, и Западу, Анкара заняла жесткую позицию, пригрозив санкциями за любые новые признания случившейся 95 лет назад резни.
И тут господа парламентарии в США, а теперь и в Швеции, решили восстановить справедливость - аккурат в момент улучшения армяно-турецких отношений. Добавьте сюда скандал в той же Швеции, где 63-летний художник как раз сейчас решил нарисовать еще одну карикатуру на пророка Мухаммеда, - все, естественно, ради свободы печати. Если эти люди и вправду думают, что служат делу свободы и мира, им стоит напомнить пословицу: «Услужливый дурак опаснее врага».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции