МОСКВА, 12 мар - РИА Новости. Бывший президент футбольного клуба "Москва", глава компании "Футбол Маркет" Юрий Белоус заявил, что в целях снижения риска банкротства российские клубы должны иметь не одного, а нескольких акционеров.
"У футбольных клубов в России должно быть несколько акционеров, чтобы они были более устойчивыми в финансовом плане и не могли в одночасье оказаться банкротом, как оказалось, к примеру, в случае с "Москвой", - сказал Белоус в ходе круглого стола "Финансирование футбольных клубов" в РИА Новости.
Оставшись без финансирования от акционеров из "Норильского Никеля", "Москва" снялась с чемпионата России в премьер-лиге.
Экс-глава "Москвы" считает, что "у любого клуба, испытывающего финансовые трудности, своя особая история". Но в то же время, по мнению специалиста, "есть и общий стержень - сегодня футбол не соответствует экономической ситуации в стране и является зеркальным отражением проблем нашего общества".
Бывший наставник "Анжи", "Крыльев Советов" и "Сатурна" Гаджи Гаджиев считает, что корни нынешней ситуации уходят "в начало 90-х годов прошлого века, когда клубы стали переходить на профессиональные рельсы и не было специалистов, знающих, по каким экономическим законам они должны жить".
"Нам надо было готовить профессиональных менеджеров, а клубы брали бюджетные деньги, - добавил Гаджиев. - Достаточно большой период жизни наши клубы прошли без внимания к экономике, привыкнув тратить бюджетные деньги. Это сегодня и проявляется в негативном ключе".
Специалист в качестве позитивного примера привел казанский "Рубин", который "за девять лет из скромного провинциального клуба превратился при поддержке руководства республики в профессионально развитый".
"Мне импонирует, что руководство клуба сейчас работает над тем, чтобы в итоге создать такую модель, чтобы было можно отказаться от бюджетных средств", - добавил Гаджиев.
Белоус в качестве примера успешного клубного менеджмента привел пермский "Амкар": "Бюджет "Амкара" составляет 700 миллионов рублей, или порядка 25 миллионов долларов - клуб живет скромно, но достойно".
Касаясь спонсорской составляющей в деятельности ведущих клубов России, директор по развитию ФК "Москва" Максим Мотин отметил, что "по той работе, которую ЦСКА проводит со спонсорами в последние годы, никто (из конкурентов) и близко сравняться не может".
ЦСКА на этой неделе опубликовал планируемый бюджет, в котором доходы от спонсорства и рекламы ожидаются в размере 23,251 миллиона долларов, что более чем на треть (36,26%) покрывает статью расходов. Дополнительные доходы от коммерческой деятельности ЦСКА запланированы в объеме 6,195 миллиона долларов.
По мнению Белоуса, доходы российских и зарубежных клубов по отдельным статьям доходов просто не сопоставимы, и параллели здесь проводить неуместно.
"Если "Манчестер Юнайтед" ежегодно получает около 90 миллионов долларов за продажу телевизионных прав, то все клубы нашей премьер-лиги - порядка 45-55 миллионов (долларов) на всех", - сказал он.
Белоус подчеркнул, что доходы от продажи билетов в России также не приносят клубам, в отличие от европейских коллег, ощутимой прибыли.
"В 2007 году, самом лучшем для нас, когда мы заняли четвертое место в чемпионате России и вышли в финал Кубка России, "Москва" на продаже билетов заработала порядка 400 тысяч долларов, что составило лишь около 1% от бюджета клуба", - привел пример экс-президент "горожан".