По всей стране сейчас проводятся олимпиады, дающие школьникам право внеконкурсного поступления в вузы. Об эффективности олимпиад как способа отбора талантливых абитуриентов в интервью РИА Новости говорит директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Тамара Протасевич.
- Тамара Анатольевна, как вы оцениваете уровень первокурсников, поступивших в Высшую школу экономики в прошлом году по итогам олимпиад?
- Это очень успешные студенты, своей учебой подтверждающие победы на олимпиадах. Недавно мы провели мониторинг успеваемости первокурсников, и, например, на факультете экономики, где доля «олимпиадников» составляет 27%, их средний балл по итогам сессии – 8,0, на всем курсе – 6,9.
- Означает ли это, что вузовские олимпиады являются достойной альтернативой ЕГЭ?
- Не стоит воспринимать олимпиады исключительно как альтернативу ЕГЭ. Их главная цель - поиск и поддержка талантов, именно об этом говорил ректор МГУ Виктор Садовничий на Всероссийском семинаре для организаторов олимпиад в конце февраля.
В некоторых вузах – например, в МГУ – олимпиады поводятся уже в 6-7-х классах. В этом году Межрегиональная многопрофильная олимпиада ГУ-ВШЭ будет проводиться для учащихся не только для 11-х классов, но и 9-х – 10-х. Для ребенка это подходящее время, чтобы задуматься о том, в какой области его талант найдет лучшее применение. Победители из 9-х классов получат приглашение в летний профориентационный лагерь, который будут проводить наши студенты, и узнают, как проходит обучение на разных факультетах Вышки. А 10-классники, победившие в этом году, в следующем году смогут принять участие сразу во втором туре олимпиады.
- Олимпиада по своему формату, как правило, отличается от ЕГЭ. Может ли школьник готовиться и к ЕГЭ, и к олимпиаде одновременно?
- Олимпиада ГУ-ВШЭ состоит из двух этапов, и первый тур отчасти напоминает ЕГЭ по форме организации: он массовый и потому проводится в виде тестов, что наиболее эффективно и удобно. Здесь ребятам достаточно подготовки по обычной школьной программе.
Во втором туре задания уже не тестовые, они требуют более развернутого ответа, их цель - выявить наиболее способных и одаренных.
Талант можно развить, если усердно заниматься, и здесь важна помощь вуза. Например, на сайте ГУ-ВШЭ мы выкладываем примеры заданий, списки литературы для подготовки к олимпиадам, есть даже два консультационных центра - по бизнес-информатике и по экономике.
- Стоит ли детям рассчитывать на помощь своих школьных учителей?
- Конечно, качество подготовки будущего абитуриента во многом зависит от учителя, и сейчас Российский совет олимпиад школьников рекомендует вузам усилить работу с преподавателями. Так, в ГУ-ВШЭ будет открыта специальная программа по повышению квалификации при вузе. У нас уже есть опыт таких программ, и он будет развиваться.
- Есть мнение, что высокие результаты победителей некоторых вузовских олимпиад далеко не всегда обоснованны…
- Победителей и призеров не может быть больше 45% от общего количества участников завершающего этапа. В этом году требования ужесточились – в частности, первых мест должно быть не более 10%.
Вуз, конечно, должен обеспечить «чистоту» проведения олимпиады. Например, 18 марта, когда будет проводиться Межрегиональная многопрофильная олимпиада ГУ-ВШЭ, состязания более чем в 50 регионах (в том числе впервые в этом году – в Марий Эл, Якутии и Красноярском крае, а также других местах) начнутся в один и тот же срок - в 11.00 по московскому времени. Это делается для того, чтобы исключить возможность передачи уже выполненных вариантов в другие города.
- Что необходимо сделать вузам для обеспечения общедоступности своих олимпиад?
- Первый тур следует проводить по сети Интернет. В Вышке уже есть отдельная Интернет-олимпиада, победители которой могут сразу пройти во второй тур (обычно это около 20% от общего числа участников).
По регламенту нельзя пройти испытания сразу по нескольким профилям, но те, кто не победил в Интернет-олимпиаде, могут при участии в Межрегиональной олимпиаде сменить профиль.
Онлайн-форма удобна как вузам – снижаются их затраты, так и абитуриентам из отдаленных городов, где нет пунктов проведения олимпиады. У нас в этом году количество пунктов увеличилось с 20 до 50, и сейчас более трети заявок – от детей не из столицы (при этом среди 9-10-классников их более половины).
Российским советом олимпиад школьников сейчас поощряется укрупнение олимпиад – сотрудничество с вузами-партнерами в других регионах. В этом году были сняты ограничения на участие ребят не из российских школ, и, например, партнерами ГУ-ВШЭ при проведении олимпиады теперь станут не только пять российских вузов, но и вузы стран СНГ – в Молдавии, Казахстане, Белоруссии, Украине, Армении.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости