Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) принял решение отказаться в 2010 году от набора абитуриентов на заочное отделение. Уйдет ли эта форма образования в прошлое или продолжит существование путем развития новых технологий? Об этом в интервью РИА Новости рассуждает проректор по учебной работе Всероссийского заочного финансово-экономического института Светлана Тарасова.
- Светлана Валерьевна, считаете ли вы, что, закрыв заочное отделение, СПбГУ транслировал общественности: заочно обеспечить качество образования невозможно?
- Представители СПбГУ высказывали в прессе мнение, что заочники оказались чем-то вроде пасынков высшего образования. Но такая роль скорее уготована заочному отделению в очном вузе - преподаватели не хотят «тратить время» на студентов-заочников. Закрытие заочного отделения в данной ситуации выглядит логичным, ведь ресурсы для него распределяются в последнюю очередь.
В специализированном заочном вузе учебный процесс построен на интенсивном использовании информационных и телекоммуникационных технологий. Само же заочное образование продолжает выполнять важную социальную функцию - оно доступно населению со средним достатком, тем, кто самостоятельно оплачивает обучение.
- Вашему институту 80 лет. Как вы чувствуете себя в море нынешних образовательных инноваций?
- Отлично. Все эти годы наши преподаватели работали над тем, чтобы обеспечить качество образования. Мы не стали называть себя академией или университетом, как это было модно в 90-е, хотя по показателям вполне могли бы. И не открыли очного отделения. Заочное обучение будет качественным, если вы изо дня в день совершенствуете технологии, программы, учитываете потребности студентов.
В России мы единственный крупный экономический заочный институт такого рода. Среди зарубежных вузов, практикующих экономическое обучение с использованием дистанционных технологий – Открытый университет Великобритании, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Испанский национальный университет дистанционного обучения, ряд американских университетов.
- В чем специфика заочного обучения?
- В первую очередь в том, что на плечи студентов ложится большой объем самостоятельной работы. Пустив эту работу на самотек, вы неизбежно получите снижение уровня подготовки. Распространенная практика: сдал студент сессию – и отдыхает, скачал контрольную из Интернета – и доволен.
В заочном институте контроль знаний студентов в течение всего периода обучения должен быть более тщательным, чем в очном, теория и практика должны тесно переплетаться.
Студенты-заочники – люди преимущественно работающие, очень требовательные к содержанию учебных материалов, их регулярному обновлению. Все преподаватели выпускающих кафедр у нас поэтому – практики, не понаслышке знающие работу в реальных компаниях.
- Как вы контролируете студентов?
- Комплексно. По дисциплинам всех учебных планов разработаны компьютерные обучающие программы. Это не просто книги, перенесенные на электронный носитель. Это гипертекстовые учебные пособия, включающие различные сценарии взаимодействия с пользователем.
Самостоятельная работа студентов с образовательными Интернет-ресурсами протоколируется, преподаватель видит, сколько времени студент удаленно работал с учебным материалом и насколько успешно его усвоил - потом это учитывается при аттестации.
В межсессионный период студенты работают с обучающими программами, выполняя встроенные в них контрольные работы за весь курс - если студент не занимался, он их не выполнит.
Перед сессией студент проходит обязательное тестирование (тестовую базу составляют и обновляют кафедры).
- Как изменилось в последние годы заочное обучение?
- Вектор технологического развития в образовании сегодня объективно смещается в сторону обучающих Интернет-технологий.
Образование стало более интерактивным, переходящим от оффлайн- к онлайн-формам. Ими у нас в институте занимается Центр новых образовательных технологий, открытый в 1997 году.
Востребованы Интернет-семинары. Проводятся деловые игры. Разработаны компьютерные лабораторные практикумы и тренинги. Студентам интересно «погрузиться» в моделирование реальных деловых и производственных ситуаций, кейсов – как по бухучету, так и по маркетингу, менеджменту.
Для обеспечения связи с 20-ю нашими филиалами мы развиваем спутниковое вещание, что позволяет, например, преподавателям читать открытые лекции с учетом охвата всех филиалов.
В институте есть студия видеозаписи, и сейчас мы планируем создать банк видеолекций и пополнить Интернет-репозитарий – уже сейчас в нем свыше тысячи образовательных ресурсов.
Спектр дистанционных образовательных технологий расширяется. В разных вузах они применяются в различных сочетаниях. Так, Современная гуманитарная академия давно известна успешным применением в учебном процессе спутникового телевидения.
В целом формы заочного обучения продолжат совершенствоваться.
Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости