Рейтинг@Mail.ru
Учить заочно должны специализированные вузы – Тарасова - РИА Новости, 12.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Учить заочно должны специализированные вузы – Тарасова

© Фото : ГУ-ВШЭПроректор по учебной работе Всероссийского заочного финансово-экономического института Светлана Тарасова
Проректор по учебной работе Всероссийского заочного финансово-экономического института Светлана Тарасова
Читать ria.ru в
Дзен

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) принял решение отказаться в 2010 году от набора абитуриентов на заочное отделение. Уйдет ли эта форма образования в прошлое или продолжит существование путем развития новых технологий? Об этом в интервью РИА Новости рассуждает проректор по учебной работе Всероссийского заочного финансово-экономического института Светлана Тарасова.

- Светлана Валерьевна, считаете ли вы, что, закрыв заочное отделение, СПбГУ транслировал общественности: заочно обеспечить качество образования невозможно?

- Представители СПбГУ высказывали в прессе мнение, что заочники оказались чем-то вроде пасынков высшего образования. Но такая роль скорее уготована заочному отделению в очном вузе - преподаватели не хотят «тратить время» на студентов-заочников. Закрытие заочного отделения в данной ситуации выглядит логичным, ведь ресурсы для него распределяются в последнюю очередь.

В специализированном заочном вузе учебный процесс построен на интенсивном использовании информационных и телекоммуникационных технологий. Само же заочное образование продолжает выполнять важную социальную функцию - оно доступно населению со средним достатком, тем, кто самостоятельно оплачивает обучение.

- Вашему институту 80 лет. Как вы чувствуете себя в море нынешних образовательных инноваций?

- Отлично. Все эти годы наши преподаватели работали над тем, чтобы обеспечить качество образования. Мы не стали называть себя академией или университетом, как это было модно в 90-е, хотя по показателям вполне могли бы. И не открыли очного отделения. Заочное обучение будет качественным, если вы изо дня в день совершенствуете технологии, программы, учитываете потребности студентов.

В России мы единственный крупный экономический заочный институт такого рода. Среди зарубежных вузов, практикующих экономическое обучение с использованием дистанционных технологий – Открытый университет Великобритании, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Испанский национальный университет дистанционного обучения, ряд американских университетов.

- В чем специфика заочного обучения?

- В первую очередь в том, что на плечи студентов ложится большой объем самостоятельной работы. Пустив эту работу на самотек, вы неизбежно получите снижение уровня подготовки. Распространенная практика: сдал студент сессию – и отдыхает, скачал контрольную из Интернета – и доволен.

В заочном институте контроль знаний студентов в течение всего периода обучения должен быть более тщательным, чем в очном, теория и практика должны тесно переплетаться.

Студенты-заочники – люди преимущественно работающие, очень требовательные к содержанию учебных материалов, их регулярному обновлению. Все преподаватели выпускающих кафедр у нас поэтому – практики, не понаслышке знающие работу в реальных компаниях.

- Как вы контролируете студентов?

- Комплексно. По дисциплинам всех учебных планов разработаны компьютерные обучающие программы. Это не просто книги, перенесенные на электронный носитель. Это гипертекстовые учебные пособия, включающие различные сценарии взаимодействия с пользователем.

Самостоятельная работа студентов с образовательными Интернет-ресурсами протоколируется, преподаватель видит, сколько времени студент удаленно работал с учебным материалом и насколько успешно его усвоил - потом это учитывается при аттестации.

В межсессионный период студенты работают с обучающими программами, выполняя встроенные в них контрольные работы за весь курс - если студент не занимался, он их не выполнит.

Перед сессией студент проходит обязательное тестирование (тестовую базу составляют и обновляют кафедры).

- Как изменилось в последние годы заочное обучение?

- Вектор технологического развития в образовании сегодня объективно смещается в сторону обучающих Интернет-технологий.

Образование стало более интерактивным, переходящим от оффлайн- к онлайн-формам. Ими у нас в институте занимается Центр новых образовательных технологий, открытый в 1997 году.

Востребованы Интернет-семинары. Проводятся деловые игры. Разработаны компьютерные лабораторные практикумы и тренинги. Студентам интересно «погрузиться» в моделирование реальных деловых и производственных ситуаций, кейсов – как по бухучету, так и по маркетингу, менеджменту.

Для обеспечения связи с 20-ю нашими филиалами мы развиваем спутниковое вещание, что позволяет, например, преподавателям читать открытые лекции с учетом охвата всех филиалов.

В институте есть студия видеозаписи, и сейчас мы планируем создать банк видеолекций и пополнить Интернет-репозитарий – уже сейчас в нем свыше тысячи образовательных ресурсов.

Спектр дистанционных образовательных технологий расширяется. В разных вузах они применяются в различных сочетаниях. Так, Современная гуманитарная академия давно известна успешным применением в учебном процессе спутникового телевидения.

В целом формы заочного обучения продолжат совершенствоваться.

Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала