Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Стратегия развития обувной отрасли до 2020 года, принятая год назад, предусматривает, что доля отечественной обуви на российском рынке вырастет с 20% до 50%. Пока сдвигов не видно. Обувщики требуют протекционистских мер, обещая затем обуть всю страну. Правительство же сулит им налоговые льготы. О вопросах качества высокие договаривающие стороны не говорят.
Сейчас правительство рассматривает возможность перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН) предприятий легкой промышленности, в том числе и обувных производств. С таким предложением в кабинет министров обратился Минпромторг РФ. Переход на УСН позволит обувным компаниям платить либо 6% с оборота, либо 15% с прибыли, а также страховые взносы во внебюджетные фонды за работников, рассказал 10 марта на Всероссийском форуме обувщиков Олег Кащеев, замдиректора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга РФ. С переходом на УСН предприятия смогут не перечислять в бюджет НДС, налог на имущество и на землю. По задумке чиновников, обувные предприятия должны будут направить сэкономленные средства на модернизацию производства. Поможет ли минимизация налоговых платежей увеличить долю отечественной обуви на российском рынке? Вряд ли.
Теоретически снижение налоговой нагрузки – дело хорошее. Вот только уменьшение фискальных ставок, сопровождаемое клятвами бизнесменов направить высвобождаемые средства на развитие производства, в России никогда себя не оправдывало.
Например, с 1 января 2005 года базовая ставка ЕСН (этот налог платили все компании, применяя регрессивную шкалу: чем выше была зарплата, тем меньше отчисления) была снижена с 35,6% до 26%. Правительство рассчитывало, что благодаря этой мере бизнес выведет зарплаты из тени. Но избавиться от зарплат в конвертах не удалось. По данным Минфина, в первые девять месяцев 2005 года было собрано 765 млрд рублей ЕСН, в то время как за аналогичный период предыдущего «дореформенного» года – 855 млрд рублей. При этом, по данным Росстата, падение налоговых выплат сопровождалось ростом номинальных зарплат на 29,7%. То есть сборы упали пропорционально снижению ставки ЕСН, констатировал тогда замминистра финансов Сергей Шаталов.
Еще один не совсем удачный пример снижения налоговой нагрузки – реформирование в 2002 году налога на прибыль. Правительство отменило многочисленные льготы по этому налогу, и снизило ставку с 35% до 24%. Предприниматели обещали, что, лишившись инвестиционной льготы (она позволяла не платить 50% налога на прибыль с сумм, направленных на финансирование капвложений), они из прибыли выделят средства на обновление основных средств. В итоге ставка была снижена, а вложения в модернизацию предприятий сократились с 25% до 12%.
Минимизация налогообложения для обувщиков, обсуждаемая сейчас в Белом доме, также вряд ли станет стимулом для модернизации производства, если не зафиксировать в законе обязанность направлять сэкономленные на налогах суммы на обновление технологий.
Помимо налоговых льгот, российские обувщики просят государство повысить пошлины на импорт готовой продукции, и, может быть, даже ввести квотирование для импорта. С ростом собственного производства размер квот должен сокращаться.
Россия – северная страна, с высокими и постоянно растущими тарифами на тепло и электроэнергию, огромной территорией, большой протяженностью дорог (что удорожает транспортировку товаров), молодой и недостаточно эффективной экономикой. Именно эти факторы являются причиной более низкой конкурентоспособности отечественной обуви, говорит Алексей Кистенев, президент Партнерства розничных обувных компаний. Любой потребитель без труда сможет расширить перечень причин неконкурентоспособности отечественной обуви: это и неудобная колодка, и некачественная кожа, и некрасивые модели.
Без государственного протекционизма отрасли не жить, утверждает Алексей Кистенев. По данным Минпромторга, доля китайской обуви на российском рынке достигает 66%.
Государство не оставляет обувщиков один на один с китайской экспансией: уже «обнулена» таможенная пошлина и НДС на ввоз импортного оборудования для производства обуви, отдельных видов красителей для кожевенной промышленности и заготовок для пошива обуви. Растут объемы субсидирования процентных ставок по кредитам. Но эти меры не делают отрасль привлекательной для инвесторов. Рост тарифов, увеличение налоговых ставок, зарплат (хотя в среднем по отрасли они составляют всего десять тысяч рублей в месяц) при низкой доступности кредитов постепенно убивает отрасль.
Необходимым условием развития собственного производства Александр Круглик, вице-президент ОАО "Рослегпром", видит борьбу с контрабандой. Сейчас доля контрафакта на рынке, по его словам, достигает 50%, в то время как в ЕС - не более 10%. Ввезти контрафактный товар без участия коррумпированных чиновников практически невозможно.
На каком сегменте рынка российские компании могут стать лидерами? Многолетние поклонники итальянской обуви вряд ли станут покупать отечественные ботинки. В то же время, например, детская обувь российского производства находит своего покупателя. В 2009 году объем производства обуви для детей увеличился на 14%, в то время как в среднем по отрасли рост составил 2%. Быстрому развитию именно этой категории товара способствует сниженная с 18% до 10% ставка НДС, полагают в Минпромторге.
Вполне конкурентной может быть российская обувь в сегменте эконом, говорит замглавы департамента потребрынка Москвы Лариса Коржнева. Также Россия может застолбить свои позиции в пошиве обуви для армии. Производства обуви на экспорт, в основном в страны СНГ, тоже может быть увеличено. В 2009 году, по данным Минпромторга, около 10% произведенных в России туфель и ботинок были экспортированы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции