МОСКВА, 11 мар – РИА Новости. По мнению большинства российских ритейлеров (87%), существенного ухудшения экономической ситуации не будет. Как сообщается в пресс-релизе компании Ernst & Young, это показал проведенный компанией обзор розничной торговли за 2009 год.
Впрочем, согласно опросу, перспективы развития рынка по-прежнему очень неопределенны – например, только 38% респондентов полагают, что нижняя точка кризиса пройдена, а 14% участников исследования (прежде всего, представители непродовольственных сетей) ожидают значительного ухудшения ситуации в отрасли. Обзор составлен на основе опроса российских и иностранных компаний розничной торговли, работающих в России.
Изменение покупательского спроса, удорожание заемного финансирования и неготовность банков идти на уступки в вопросах кредитования – таковы факторы, остановившие бум розничной торговли в период кризиса. Больше всего от кризиса пострадали компании, инвестировавшие в строительство или покупку недвижимости, а также небольшие сети, не сумевшие приспособиться к новым условиям.
В то же время, как показал опрос, оставшиеся на рынке компании не только чувствуют себя неплохо, но и демонстрируют улучшение таких финансовых показателей, как выручка и валовая рентабельность. «Более 60% участников опроса отметили рост выручки в рублевом выражении, 29% опрошенных одновременно с увеличением выручки зафиксировали рост рентабельности. Кризис заставил бизнес вплотную заняться вопросами операционной эффективности, которые казались не столь актуальными в период стремительного расширения рынка», – отмечается в пресс-релизе Ernst & Young.
Главными антикризисными мерами розничных компаний стало сокращение затрат на аренду (первое место по популярности и эффективности) и персонал (второе место). Остальные меры участники оценивали как менее эффективные. Кризис заставил многие компании отказаться от инвестиционных программ и скорректировать стратегию дальнейшего развития: ритейлеры сделали выбор в пользу органического роста.
Компании пересмотрели стратегию регионального развития – это показывает сопоставление опросов за 2007 и 2009 годы. В 2007 году большинство ритейлеров планировали развиваться в регионах – справедливо полагая, что рынок в Москве и других крупных городах достаточно насыщен и быстрый рост возможен только за счет региональной экспансии. В 2009 году основная часть опрошенных, напротив, намеревалась сделать акцент на развитие сетей в Москве и крупных городах – и это дает хорошие шансы новым игрокам. «Пока стратегические инвесторы заняты решением проблем на основных рынках, кризис позволяет менее крупным компаниям занять их место в регионах, а в дальнейшем занять лидирующие позиции на розничном рынке», – говорит Виталий Пыльцов, партнер и директор по операционной деятельности в странах СНГ компании Ernst & Young, слова которого приводятся в пресс-релизе.