Рейтинг@Mail.ru
Дети читают, если им дают право иметь собственное мнение – Перламонов - РИА Новости, 11.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дети читают, если им дают право иметь собственное мнение – Перламонов

Читать ria.ru в
Дзен
Преподавание литературы в школе зачастую представляет непростую проблему. Говорят, лучшее, что может сделать учитель, - это не отбить у детей желание читать. Как можно сделать школьную литературу интересной? Об этом в интервью РИА Новости говорит учитель русского языка и литературы Центра образования №548 "Царицыно" Денис Перламонов.

Преподавание литературы в школе зачастую представляет непростую проблему. Говорят, лучшее, что может сделать учитель, - это не отбить у детей желание читать. Как можно сделать школьную литературу интересной? Об этом в интервью РИА Новости говорит учитель русского языка и литературы Центра образования №548 «Царицыно» Денис Перламонов.

- Денис Валерьевич, можно ли сделать школьную литературу интересной детям?

- Можно ли вообще сделать интересной для кого-то какую-либо литературу? Взрослые часто говорят: уроки литературы отбили у них всякое желание читать классику. Да, не все программные произведения соответствуют возрастному развитию школьников, их жизненному опыту. А учитель должен и познакомить детей с важнейшим пластом культуры, связанным с литературой, и не оттолкнуть их от классики. «Школьная» литература может стать интересной детям, если они  увидят в ней не только «великие» произведения, но и близкие себе лично. Классика созвучна любому времени и поколению. Литература в школе – это либо «жития и поучения», либо – приглашение к диалогу и размышлению. Во многом это зависит от учителя.

- Как же можно показать современным подросткам, что классическая литература для них актуальна?

- Здесь важно, какой характер взаимодействия с текстом на уроке выбран. Ведь можно, например, рассматривать «Грозу» Островского не только как драму о домостроевских нравах провинциального купечества XIX века и «луче света в темном царстве», но и как историю о неудавшейся семейной жизни, о властной матери, манипулирующей своим сыном – кстати, из любви к нему. Когда мы с ребятами на уроках говорим о Некрасове, я предлагаю им подумать о том, что именно есть гражданин и гражданское общество – и отнюдь не всем безразлична эта тема. При этом, на мой взгляд, не стоит торопиться в однозначном оценивании многих героев и событий, навешивании ярлыков «положительного» или «отрицательного» персонажа. «Зачем же быть так строгу к другим?» - писал Гоголь. Всегда же можно задаться вопросом: «А нет ли во мне Чичикова?»

Литература есть отражение жизни, а жизнь многогранна. Кроме того, дети прекрасно чувствуют фальшь, но отвечают искренностью на искренность учителя, который тоже имеет право на свои читательские пристрастия.

Чем больше на уроках литературы дискуссии, тем интересней подросткам уроки. Хотя, к сожалению, возможностей для организации свободных дискуссий на уроке у учителя очень мало, так как он обязан выполнять требования государственных стандартов по освоению всего учебного материала, который, на мой взгляд, явно избыточен, при всё сокращающемся количестве учебных часов.

- Нужно ли учить школьников формировать свой, возможно, отличный от общепринятого взгляд на классические произведения?

- Безусловно. Хотя я говорил бы не об «общепринятом», а об официальном, «хрестоматийном» взгляде. Подростки – зачастую носители протеста против того, что им кажется «общепринятым», и это нормально. Для меня важно, чтобы они умели аргументировать свою позицию, какой бы она ни была. Считает человек, допустим, что Чацкий неумен, и хорошо - так же, собственно, считал и Пушкин. Но читательская позиция не должна оставаться на уровне ощущений, и тут возникает важнейшая задача – научиться анализировать текст. Если я изначально даю подростку право на собственное мнение, но требую это мнение обосновать и при этом не давлю авторитетом, у ученика появляется мотив к исследованию, к чтению критики, к обмену мнениями, он становится небезразличен. А это, может быть, самое главное.

- Читают ли школьники «непрограммную» литературу, книги для себя?

- Более или менее. Есть те, кто читает, и те, кто, кроме школьной программы, не читает ничего. Чем это определяется, сказать нельзя. Читает ли ребенок, зависит от множества факторов, которые складывают культурное пространство вокруг него. Здесь и влияние семьи: читают ли родители, есть ли дома библиотека, какая? Влияние ровесников: к какой молодежной субкультуре относит себя подросток, как он проводит досуг, обсуждают ли его друзья интересные книги? Влияние масс-медиа, сети Интернет. Вплоть до того, есть ли в семье бабушка. Бывает, родители не могут почитать маленькому ребенку на ночь – заняты, устали, а бабушка и сказку расскажет, и книжку с малышом полистает. Так с младенчества культура чтения и закладывается.

- Что читают современные подростки?

- Мне сложно судить в целом, у меня нет статистики. Но по тому, что я вижу на партах и в руках своих старшеклассников, круг чтения их довольно разнообразен. У мальчиков – не у всех – интерес к фантастике или фэнтези. О девочках могу говорить еще менее определенно, однако сентиментальный «женский» роман или так называемый «иронический детектив» особого интереса у них не вызывает. Мало внимания к поэзии и есть внимание к зарубежной прозе - в основном 20 века. Ну и конечно, модные бестселлеры: «Сумерки», «Метро 2033», Дэн Браун, Паланик.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала